Влияние музыки на развитие когнетивной сферы младших школьников
Введение
Изучение музыкальной одаренность в настоящее время является малоизученной темой в психологии (Князева, 2019; Sternberg, 2020). Формирование музыкальных способностей выстраивается в течение музыкальных занятий, которые являются ведущими у детей младшего школьного и дошкольного возраста в различных странах, а также России, из-за чело возникает вопрос, какое влияние происходит на развитие ребенка. Многие исследования показывают влияние преподавания музыки на эстетическое, моральное, психоэмоциональное развитие и социализацию (Айламазян, 2019), а также терапевтический и психокорригирующий потенциал преподавания музыки (Сапата, Харгривз, 2018; Уильямс и др., 2012). Влияние преподавания музыки на когнитивное развитие детей менее изучено (Подробнее и др., 2013) и не обобщено в обзорных статьях на русском языке, что является причиной новизны этой работы. Тема обзорной работы в настоящее время слабо представлена в современных русскоязычных исследованиях по сравнению с зарубежными.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы влияния музыкальной деятельности на когнитивное развитие детей
1.1 Музыкальная деятельность в психической жизни человека _ _ _ _ _ _ _ _ 11
1.2 Анатомические и нейрофизиологические исследования мозга музыкантов _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _22
1.3 Клинические и психофизиологические данные _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _26
1.4 Музыкальные занятия и развитие мозговых структур в онтогенезе _ _ _ _28
1.5 Влияние музыкальных занятий на развитие письменной и устной речи _ 30
1.6 Влияние музыкальных занятий на развитие математических навыков _ _ 33
1.7 Влияние музыкальных занятий на развитие памяти _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 35
1.8 Влияние музыкальных занятий на развитие интеллекта _ _ _ _ _ _ _ _ _ _37
1.9 Влияние музыкальных занятий на развитие произвольности _ _ _ _ _ _ _39
Выводы по 1 главе _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _44
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию когнитивной сферы у младших школьников (в классе фортепиано)2.1 Ход эксперимента и анализ полученных в процессе исследования данных (констатирующий и формирующий этапы) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2.2 Обобщение результатов экспериментальной работы (контрольный этап) и рекомендации по развитию интеллектуальных умений у младших школьников на уроках фортепиано _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 58
Выводы по 2 главе _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 66
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _68
Литература _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 70
Библиография
с. 166-168 . – На рус. яз. - ISBN 978-5-94845-295-1 .
6. Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования. – М.: Флинта-Наука. – 2014. – 256 с.
7. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. М.,1986 Книга о музыке. Составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988 И.Г. Лаптев
«Детский оркестр в начальной школе» М., 2001. Капустина, Н. Г. Познавательные интересы младших школьников [Текст] / Н. Г. Капустина// Начальная школа плюс До и После. — 2005.
— № 2. — С. 3- 7.
8. Красновский, Э.А. Показатели в образовании [Текст] / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 5. - С. 53-57.
9. Завражнов, В. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе / В. В. Завражнов, М. В. Чагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46927/ (дата обращения: 14.01.2020).
10. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2017. - 368с.
11. Певная А. Играй, наш оркестр. Песни и пьесы для оркестра детских музыкальных инструментов. – М.: Музыка, 1983
12. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
13. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Процесс воспитания.
14. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.:ИЦ «Академия», 2001.
15. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Вол
Новые данные в развитие этих представлений внесли исследования мозга музыкантов.
Автор патологоанатомических исследований мозга известных музыкантов (Auerbach, 1906, 1908, 1911, 1913) сделал вывод, что у них лучше развиты центральная и задняя треть верхней височной извилины, а также надкраевая извилина теменной доли. В мозге певца Штокхаузена было найдено значительное развитие левой второй фронтальной извилины.
Изучение мозговых структур композиторов Р. Шумана и Б. Сметаны (Spitzka, 1907) обнаружило, что у первого височная впадина конька более обширна, чем фронтальная впадина, а у второго (умершего от паралитической
ювенильной деменции) расширены желудочки и атрофированы слуховые нервы. Мозг скрипача Рудольфа Ленза имел сильное расширение нижнетеменной зоны, особенно в правом полушарии.