Использование образовательных квестов во внеурочной деятельности начальной школы
Введение
В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющаяся методологической и идеологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены четкие цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России.
Хорошо организованная урочная и внеурочная деятельность младших школьников, должна привезти решению данных задач. Важнейшие задачи образования в начальной школе реализуются в процессе обучения всем предметам, а также во внеклассной работе. Это формирование предметных и универсальных способов действий, которые обеспечивают возможность продолжения образования в основной школе. Это воспитание умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. И, наконец, это индивидуальный рост в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, личностной.
Одним из способов решения
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы проблемы использования образовательных квестов во внеурочной деятельности начальной школы………………...…..…5
1.1 Описание использования образовательных квестов во внеурочной деятельности в психолого-педагогической литературе....…………………..….5
1.2 Особенности развития детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..……….…...18
1.3 Методика использования образовательных квестов во внеурочной деятельности начальной школы ……………….…………………………….....23
Глава II. Опыт использования образовательных квестов во внеурочной деятельности начальной школы………………………………………………...32
2.1 Построение и дидактическое обеспечение образовательных квестов………………………………………………………………………...….32
2.2 Пример реализации образовательного квеста во внеурочной деятельности начальной школы………………………………………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….44
Библиографический список……………………………………………………..46
Приложения……………………………………………………………………...50
Библиографический список
1. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции / М.В.Андреева. - М. 2014. – 34 с.
2. Афанасьева Л.О. Использование квест-технологии при проведении уроков в начальной школе. Школьные технологии. 2012. - 149 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М. 2013. – 368 с.
4. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99» / Я.С.Быховский. – М. : Наука. 2014. – 145 с.
5. Василенко А.В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии. Международный электронный педагогический журнал «Предметник». [Электронный ресурс]
6. Гомезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В.Гомезо. – М. 2018. – 256 с.
7. Горошко Н. В. «Квест» как интерактивный прием образовательных экскурсий в процессе учебных практик бакалавров педагогического образования географического профиля // Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития: материалы IV Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (г. Новосибирск, 1–27 апреля 2015 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – С. 168–172.
8. Горбунова, О.В. Веб-квест в педагогике как новая дидактическая модель обучени / Школьные технологии. 2016. № 2-с:103
9. Григорян С.Т. Формирование мотивации учения школьников. Методич. Рекомендации /С.Т. Григорян. – М. 2012. – 89 с.
10. Дмитриева Е.В. Квест – как одна из деятельностных форм организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО.
11. Игумнова Е.А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования / Е.А.Игумнова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – 78 с.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю.Кулагина. – М. 2019. - 324 с.
13. Кулагина И.Ю. Мотивация учения у первоклассников с разным уровнем обучаемости: Экспериментальное исследование по проблемам педагогической психологии / И.Ю.Кулагина. – М. 2019. - 256 с.
14. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
15. Кузнецова Т.А. Технология веб-квеста как интерактивная образовательная среда // ИТО - Иваново - 2011 / Секция 2. [Электронный ресурс].
16. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2012.
17. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В.Г.Леонтьев. – Новосибирск. 2012. – 261 с.
18. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. Учебное пособие / М.В.Матюхина. – Волгоград. 2013. – 226 с.
19. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие/ М.В.Матюхина. – М. 2014 – 256 с.
20. Мищук, О. Н. Веб-квест Технология как интеграция мотивационного и коммуникативного аспектов в обучении/ Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 5. – С. 168–171.
21. Мелешко О. П., Кипселиди Ю. Г. Понятие и формы педагогической технологии. Научная статья по наукам об образовании. 2007. - 1-5 с.
22. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М. 2019 – 324 с.
23. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. / Р.С.Немов. – М. 2018. – 267 с.
24. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся / Н.В.Николаева. – М.: Наука. 2019. – 234 с.
25. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2015. - 228 с.
26. Осяк С.А. Образовательный квест — современная интерактивная технология Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1—2.
27. Петровский А.В. Общая психология: Учебник / А.В.Петровский. – М. 2016. – 278 с.
28. Писнова, О.Ю. Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся / О.Ю. Писнова // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 8-11.
29. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пос. / Е.С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с
30. Радецкая И.В. Квест-технология в констексте требований ФГОС общего образования/ Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.
31. Словарь практического психолога /сост. С.Ю.Головин. – Москва. 2018. – 984 с.
32. Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии / Е.Т.Соколова. – М. 2016. – 345 с.
33. Сокол И.Н. Классификация квестов / И.Н. Сокол // Молодий вчений. - 2014. - № 6 (09). - с. 138-140.
34. Сокол И.Н. Квест. Метод или технология? / И.Н. Сокол // Компьюер в школе и в семье - 2014. - № 2 - с. 138-140.
35. Усачева А.В. Влияние межличностных отношений в семье на социализацию и развитие индивидуальных у детей младшего школьного возраста. 2014. - 7 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования науки РФ - М: ТЦ Сфера, 2018. –80 с.
37. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М.Фридман. – М. 2018 – 432 с.
38. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников / В.Б.Хозиев. – М. 2012. – 285 с.
39. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А.Цукерман. - М.: Московский центр качества образования, 2010. – 120 с.
40. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Г.И.Щукина. – М. 2012. – 455 с.
41. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин. – М. 2019. - 467 с.
42. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М.Якобсон. –М. 2019. – 423 с.
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. [33. с 365].
В конце младшего школьного возраста (и позже) среди детей проявляются индивидуальные различия. Психологи выделяют группы ?теоретиков? или ?мыслителей?, которые легко решают учебные задачи в словесном плане, ?практиков?, которым нужна опора на наглядность и практические действия, и ?художников? с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.