Оптимизация систем управления качеством продукции на полиграфическом предприятии
ВВЕДЕНИЕ
В условиях конкурентной среды, являющейся особенностью рыночных отношений, особое значение приобретает обеспечение конкурентоспособности и ее основного критерия – качества [1]. При этом управление качеством рассматривается как один из методов создания и поддержания конкурентоспособности. Одним из широко применяемых способов подтверждения качества продукции является сертификация, которую рассматривают также как официальное удостоверение конкурентоспособности, и как средство обеспечения качества [2].
Спецификой полиграфического производства является то, что ассортимент продукции отличается широким спектром по ее назначению, а, следовательно, и для самых разных потребителей. Задача систематизации требований к показателям качества полиграфической продукции решается в указаниях на параметры продукции, содержащихся в международных стандартах на процессы и другой нормативно-технической документации: ОСТах, ТУ, СанПиН, условиях договоров, монографиях, учебной литературе [3-10].
На сегодняшний день на большинстве полиграфических предприятий функция управления качеством сводится к отбраковке негодной продукции, но деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Понятие качества готовой продукции включает в себя множество элементов, предполагает оценку работы всего предприятия как системы, а также принципов управления [11].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ПОЛИГРАФИИ 9
1.1 Требования стандарта ISO 9001 12
1.2 Понятие качества в полиграфическом производстве 14
1.3 Управление качеством продукции 20
1.4 Современные системы управления качеством на полиграфических предприятиях 26
1.5 Рекомендации по управлению качеством полиграфической продукции 29
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «Turkmen PRINT» 31
2.1 Общая характеристика типографии………………………………………...31
2.2 Должностной состав предприятия «Turkmen PRINT»…………………….33
2.3 Описание предприятия и производственный процесс типографии «Turkmen PRINT»………………………………………………………………..35
2.4 Технологическое оснащение типографии «Turkmen PRINT»…………….38
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ УЧАСТКА ЦИФРОВОЙ ПЕЧАТИ ТИПОГРАФИИ «Turkmen PRINT». 51
3.1. Технико-экономическое обоснование проекта 51
3.2 Расчет экономической окупаемости проекта………………………………55
3.3 Проектирование помещений и расстановка оборудования 57
3.4 Разработка технологических карт производства 58
5.5. Составление маршрутных карт производственного процесса 60
Заключение………………………………………………………………….……62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Николаева М.А, Карташова Л.В. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебник / М.А. Николаева, Л.В. Карташова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНРА-М, 2010. – 336 с.
2. Сергеев А.Г., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник /А.Г. Сергеев, В.В. Терегеря – М.: ИД Юрайт, 2015 – 828 с.
3. Романо Ф. Принт-медиа бизнес / Френк Романо; пер. с англ. под ред. Б.А. Кузьмина. – М.: ПРИНТ-МЕДИА центр, 2006. – 456 с.
4. Киппхан Г. Энциклопедиа по печатным средствам информации6 пер. с англ. / Г.Киппхан. - М.: МГУП, 2003. -1280 с.
5. Горшкова Л.О. Курс лекций по послепечатным процессам: учебное пособие / Л.О. Горшкова, И.К. Корнилов. – М.: МГУП, 2013. – 124 с.
6. Кузнецов Ю.В. Основы технологии иллюстрационной печати / Ю.В. Кузнецов. - СПб.: НП «Русская литература», 2016. – 440с.
7. Гуляев С.А. Технологические основы многокрасочного печатания: монография / С.А. Гуляев. – М.: МПУ, 2017. – 430с.
8. Волкова Л.А., Решетникова Е.Р. Технология обработки текстовой информации. Технологический дизайн. Ч.П: Компьютерная обработка текста: учебник для вузов / Л.А. Волкова. – М.: МГУП, 2007. – 344 с.
9. Полянский Н.Н., Карташева О.А., Надирова Е.Б. Технология формных процессов: учебник Н.Н. Полянский, О.А. Карташева, Е.Б. Надирова.- М.: МГУП, 2007. – 366 с.
10. Самарин Ю.Н. Основы современного полиграфического производства: монография/ Ю.Н. Самарин. – М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2015. – 552с.
11. ГОСТ Р 54766-2011 (ИСО 12647-2:2004) Технология полиграфии. Контроль процесса изготовления цифровых файлов, растровых цветоделений, пробных и тиражных оттисков. Часть 2. Процессы офсетной печати. — М., 2013.
12. Н. Дубина. Система менеджмента качества – КомпьюАрт 2019.
13. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества.
14. Чак Г. Рабочий поток: практическое руководство: / пер. с англ. под ред. А.Н. Коваленко. – М.: 2004. – 252 с.
15. ISO 12647-1:2013 — Технология полиграфии. Контроль процесса изготовления цифровых файлов, пробных и тиражных оттисков.
16. ГОСТ Р ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.
17. Типография «Turkmen PRINT» / Электронный ресурс [https://turkmenprint.com/] 2022
18. ГОСТ 12.3.002-75. Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности.
19. ГОСТ 12.3.006 "ССБТ. Эксплуатация водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Общие требования безопасности"
20. ГОСТ 12.1.0041 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования"
21. Леонова А.С. Совершенствование управления качеством продукции на предприятиях полиграфической промышленности / Леонова А.С. // Экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами в условиях инновационного развития. – 2018. – С. 131-135
22. Киселева, М.В. Оптимизация управления качеством продукции на основе функционального моделирования / М.В. Киселева // Управление экономическими системами. URL: http://uecs.ru/uecs-94-942016/item/4180-2016-12-09-08-52-00
23. Горина Е.В. Системы поддержки принятия решений на полиграфических предприятиях / Е.В. Горина // Региональная информатика; информационная безопасность регионов России. Санкт-Петербург, 28–30 ноября 2020 года. – С. 127-132
24. Горлов С.Ю., Катанаева М.А., Степанова Г.Н., Шаронин П.Н. Сбалансированная система показателей - эффективный инструмент разработки и реализации стратегии медиаорганизации // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2016. № 1. С. 116-127
25. Манишкин Г.Е. Характерные особенности книгоиздательского планирования: содержание, формы, виды // Человек. Общество. Инклюзия. 2016. № 2-2 (26). С. 78-90
Опытные руководители уже поняли, что сейчас без обеспечения высокого качества продукции и процесса ее производства удержать свои позиции на рынке очень и очень сложно.
Современные системы управления качеством на полиграфических предприятиях создаются в соответствии с требованиями рассматриваемой серии стандартов на системы менеджмента качества ISO 9000. Эти системы представляют более высокий уровень управления качеством, традиционный для европейских стран. Несмотря на рекомендательный характер, данные стандарты приняты в качестве национальных более чем в ста странах мира, в том числе и в России.
Руководители многих предприятий опасаются, что акцентированная работа над качеством должна неизбежно приводить к росту затрат, однако это происходит лишь на первом этапе.