Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников с трудностями в обучении на уроке литературного чтения
Введение
Актуальность. Психологами доказано, что знания, которые были усвоены без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — это мертвый груз. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не вызывает у него интереса. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное вос-приятие и усвоение не могут быть опорой знаний. Дети слабо запоминают, так как учеба не заинтересовывает, не захватывает их. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья заставила меня глубже изучать их психофизиологические особенности, а также ис-кать способы, которые бы позволили сделать процесс усвоения знаний при-влекательным для детей.
«Для ребёнка игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребёнка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя жи-вёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интере-сов». - К. Д. Ушинский
Содержание
Введение 3
Пояснительная записка
1.1. Теоретические аспекты активизации познавательной деятельности младших школьников с трудностями в обучении на уроках литературного чтения 6
Практическая часть
2.1. Конспекты уроков по литературному чтению с использованием игровых технологий 13
2.2. Методические рекомендации по использованию конспектов уроков литературного чтения с использованием игровых технологий для 2 класса 39
Список литературы 41
Глоссарий
Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2019. – 56 с.
Основная литература:
1. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе / Г.М. Казакова, Е.В. Калмыкова - М.: Аркти, 2010. - 103 с.: ил. - (Готовимся к школе). - Глоссарий: с. 96-100. - Библиогр.: с. 100-102.
2. Игры - обучение, тренинг, досуг... / под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая шк., 1994. - 368 с.
3. Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики: [метод. пособие] / М-во образования РФ, Департамент по молодеж. политике и др.; [сост. С.В. Шорина]. - М.: ЦГЛ, 2005. - 188с.
4. Казанский, Олег Анатольевич. Игры в самих себя / О.А. Казанский. - 2-е изд. - М. : Роспедагентство, 1995, 1994. - 128с. : ил. + 1л. прил. - ISBN 5-87457-011-Х.
5. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
6. Светловская, Наталия Николаевна. Детская книга и детское чтение: Обучение детей чтению: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обуч. по спец. "Педагогика и методика нач. образования" / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. - М.: Academia, 1999. - 244 с.
7. Светловская, Наталия Николаевна. Методика внеклассного чтения: кн. для учителя / Н.Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М. Просвещение, 1991. - 207 с.
8. Светловская, Наталия Николаевна. Обучение детей чтению: практ. ме-тодика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. - М.: Academia, 2001. - 286 с.:
9. Сергеева, Ирина Сергеевна. Теория игры и игровые технологии в учебно-воспитательном процессе: учеб. прогр. дисциплины / И.С. Сергеева; Департамент образования г. Москвы, Моск. гуманит. пед. ин-т, Отд. обучения игре дошк. и мл. возраста, Каф. педагогики. - М.: МГПИ, 2009. - 20 с.
10. Степанова, Ольга Алексеевна. Игровая школа мышления: метод. пособие для учителей нач. шк., педагогов ДОУ и родителей / О.А. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
11. Хилалутдинова, А.М. Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников / А. М. Хилалутдинова ; А.М. Хилалутдинова// Начальная школа. - 2008. - № 7.- С. 33-40.
12. Луконькина, Н.А. Квест "Полон чудес сказочный лес": Внеклассное занятие. III класс / Н. А. Луконькина ; Н.А. Луконькина// Начальная школа. - 2021. - № 10. - С. 44-47.
13. Левшина, Н.И. Использование игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов / Н. И. Левшина; Н.И. Левшина // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 122-124.
14. Лапкина, О.И. Социоигровые технологии на уроках в начальной школе / О. И. Лапкина; О.И. Лапкина// Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 14-16.
15. Волошина, Л.Н. Игровые технологии в формировании основ здорового образа жизни / Л. Н. Волошина; Л.Н. Волошина// Начальная школа. - 2017. - № 4. - С. 19-24.
Электронные ресурсы:
1. Светловская, Н. Н. Детская литература в современной начальной школе: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Светловская, Издательство Юрайт, 2020. — 193 с. — URL: https://urait.ru/bcode/455446
2. Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению: учебное пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Издательство Юрайт, 2020. — 305 с. — URL: https://urait.ru/bcode/454251
3. Тюрников, П.А. Игровая деятельность на уроке литературы / П. А. Тюрников ; П.А. Тюрников// - С. 69-75.
URL:
https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=320063&foldername=fulltexts&filename=320063.pdf
4. Тюрников, Павел Александрович. Игровые технологии в процессе школьного литературного образования : магистр. образование / Тюрников, Павел Александрович -110 с.
URL: https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=309935&foldername=fulltexts&filename=309935.pdf
Учителя начальных классов на своих уроках используют игровой ме-тод, который очень хорошо выступает, как результативный способ стимулирования и побуждения обучающихся к учебной деятельности, как способ повышения эффективности работы на уроке, как способ, вызывающий сильный интерес к изучаемому предмету. Поэтому игра – действенный, продуктивный метод с точки зрения усвоения учебного материала и формирования коммуникативных универсальных учебных действий при работе в паре или группе на уроке.
Также хочу выделить, что игра остается таким активным приемом, ко-торый совершенствует познавательные, интеллектуальные и креативные способности детей. Игровая форма деятельности открывает новые возможности, при которых учащийся сможет развивать свои мыслительные способности, увидеть урок по-новому; изучить, обобщить или закрепить новый материал с переходом знаний в личный опыт.