Новые форматы инклюзивного обучения информатике школьников с особыми образовательными потребностями
Введение
В современном мире информационно-коммуникационные технологии стали важнейшим фактором, определяющим развитие общества. Современное общество в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, уже давно осознало связь повышения качества образования с информатизацией образовательного процесса.
Информатизация рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологии, но и с развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели, которая заключается в создании условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.
Содержание
Введение 5
1 Теоретические основы инклюзивного образования в области информатики и цифровой грамотности 7
1.1 Сущность инклюзивного образования в условиях современной школы. 7
1.2 Проблемы преподавания информатики для детей с ограниченными возможностями здоровья в средней общеобразовательной школе 11
1.3 Использование современных IT технологий на уроках информатики в условиях инклюзивного обучения 15
1.4 Особенности преподавания предмета «Цифровая грамотность» для детей с особыми образовательными потребностями 20
2 Разработка методического пособия по предмету «Цифровая грамотность», для учащихся 3 класса с особыми образовательными потребностями 26
2.1 Разработка методического пособия по предмету «Цифровая грамотность», для учащихся 3 класса с особыми образовательными потребностями 26
2.2 Методические рекомендации к методическому пособию по предмету «Цифровая грамотность» 42
2.3 Диагностика уровня цифровой грамотности у детей с ментальными нарушениями 44
2.4 Апробация методического пособия 47
Заключение 62
Список использованных источников 64
Список использованных источников
Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. - С.302
Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С.В., представленный 7.12.2010 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование - вклад в будущее». - С.10
Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 2006. - С. 400
Библиографическое описание: К.А. Михальченко Инклюзивное образование - проблемы и пути решения / Михальченко К.А. // Теория и практика образования в современном мире: -- СПб.: Реноме, 2012. - С. 206
Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно-методическое пособие / Д.И. Бойков. – СПб.: КАРО, 2005. – 288 с.: ил.
Гусева Е.Н. Дидактические условия использования педагогических программных средств в процессе профессиональной подготовки будущих учителей: дис. канд. пед. наук.– Магнитогорск: МаГУ, 1999, – 168 с.
Елецкая О. В., Матвеева М. В., Тараканова А. А. Информационные технологии в специальном образовании: Учебное пособие с практикумом для вузов. / О. В. Елецкая— М. :Издательство: Владос, 2019 г.
ИКТ в образовании людей с особыми потребностями. Специализированный учебный курс. - Москва, 2008, 312 с. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://iite.unesco.org/ru/publications/3214663-ru/
Инклюзивное образование в Казахстане: история, развитие и перспективы [электронный ресурс] / 2021. – Режим доступа: https://buki.kz/news/inkluzija-v-obrazovanii/#2
Инклюзивное образование в Республике Казахстан: проблемы и перспективы.- Монография. - Алматы, 2019.-190 с.
Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С.132
Применение информационных технологий в работе с детьми, обучающимися по адаптированной программе общеобразовательной школы, направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формировании личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал. У детей с особыми образовательными потребностями при нарушении сложных форм познавательной деятельности, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, отклонениях в речевом развитии, сохранены слух, зрение, осязание.