Предупреждение нарушений чтения у обучающихся младших классов с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что нарушение звукопроизношения на сегодняшний день является одним из самых распространенных дефектов школьников младшего возраста. Среди этой группы детей наиболее частым нарушением речи является ОНР III уровня и легкая степень псевдобульбарной дизартрии. В большинстве случаев дети с данным нарушением имеют специфические ошибки в чтении и письме. К данной группе принято относить детей с нарушением формирования произносительной стороны родного языка вследствие нарушения иннервации речевого аппарата.
Изучением этой проблемы занимались такие авторы, как Р. И. Лалаева, Г. В. Чиркина, Е. М. Мастюкова, Р. Е. Левина, Т. В. Волосовец, И. Н. Садовникова, Л. Н. Ефименкова, Т. Б. Филичева, и другие. Выбранная тема требует более детального изучения, так как исследована в недостаточной степени. Поиск эффективных методов коррекции чтения у школьников с ОНР III уровня и дизартрией имеет особое значение в практической деятельности. В осно
Содержание
Введение 3
Глава I Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования 6
1.1. Навык чтения как вид речевой деятельности 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 11
1.3. Характеристика устной речи у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 16
1.4. Виды нарушений письменной речи (чтение) у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 27
Глава II. Анализ результатов логопедического обследования речи младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 31
2.1. Организация, принципы, цель и задачи изучения состояния моторики, звукопроизношения, просодики, фонематических процессов и зрительного восприятия у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 31
2.2. Методика изучения состояния моторики, звукопроизношения, просодики, фонематических процессов и зрительного восприятия у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и анализ полученных результатов 33
Глава III Логопедическая работа по предупреждению нарушений чтения у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 37
3.1. Цели, задачи, принципы и направления логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 37
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 41
Заключение 47
Список источников и литературы 49
Приложение 1 57
Приложение 2 60
Приложение 3 62
Список источников и литературы
1. Интернет – ресурс, доступ к источнику [https://poisk-ru.ru/s34922t4.html].
2. Интернет – ресурс, доступ к источнику [http://gotyfaster.ru/cel-differenciaciya-zvukov-sh-i-s/].
3. Поваляева, М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Фе-никс», 2002, 448 с.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб: Детство – Пресс, 2007.
5. Жинкин. Н. Механизмы речи. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958 г.
6. Интернет – ресурс, доступ к источнику [https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/173399-harakteristika-shipjaschih-zvukov-i-ih-artiku].
7. Алексеева А. М. , Яншина В. И. .Методика развития речи и обу-чения родному языку дошкольников: уч. пособие. - 3-е изд., - М. Академия, 1998. - 400с.
8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизно-шения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание»–– М.: Просвещение, 1989, - 239 с
9. Смирнов В. М. Физиология человека: Учебник. М.: Медицина, 2002. — 608 с
10. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов/ Под ред.Л.С.Волковой, С.А.Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛА-ДОС, 20032.
11. Лопухина, И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособия для логопедов и родителей [Текст] / И.С. Лопухина. – СПб.: Дельта, 2002. – 256 с., ил.
12. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Уч. пособие для студ. высш. и средн. специальных пед. учеб.заведений: В 2 тт. Т.1. / Под ред. Л.С. Волковой , В.И. Селивёрстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. 5. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
13. Афонькина, Ю.А., Кочугова, Н.А. Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ [Текст] / Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова.– М.: АРКТИ, 2012.
14. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое посо-бие – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
15. Лопатина Л.В., Серебрякова А.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – Спб., 1994. – 120с.
16. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой формы дизартрии): уч. пособие – СПб: изд–во РГПУ им. А.И. Герцена, Союз, 2001 г.
17. Гаврилова А.С. Шанина С.А. Ращупкина С.Ю. Логопедические игры – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010
18. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
19. Лылова, Л.С., Ахметова, Е.К., Петросянц, Н.Л. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012.
20. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдаю-щих легкими формами дизартрии и функциональной дислалии [Текст] / Р.И. Мартынова. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
21. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. – М.: Книголюб, 2004.
22. Орлова, О.С. Нарушение голоса у детей [Текст] / О.С.Орлова. – М.: Астрель, 2005.
23. Панченко, И.И., Щербакова, Л.А. Медико-педагогическая харак-теристика детей с дизартрическими расстройствами и анартрией, страдаю-щих параличом и особенности логопедической работы. Нарушение речи и голоса у детей и взрослых – М.: Айрис-Пресс, 2005.
24. Соботович, Е.Ф., Чернопольская, А.Ф. Проявление стертых форм дизартрии и методы их диагностики [Текст] / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская. – М.: «Просвещение», 2002.
25. Тимофеева, Е.Ю., Чернова, Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики [Текст] / Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова. – СПб.: ООО «Издательство «Корона. Век», 2011.
26. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств// Дефектология». — 2000. — № 1.
27. Копытова С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. — № 3.
28. Лопатина Л.В. Комплексный подход к диагностике стёртой ди-зартрии у дошкольников // Логопедия в детском саду. – 2005. — №4
29. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дошкольное воспитание аномальных детей. – 1998. — № 12. – с.64-70.
30. Л. Н. Смирнова Логопедия в детском саду.Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2004.
31. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
32. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2007.- 331с. С 25
33. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997.
34. Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы де-фектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. -- М.: Просвещение, 1987
35. Волокова, Л.С. Дизартрии / Л.С. Волокова, В.И. Селиверстов – М.: ВЛАДОС, 1997. С33
36. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.
37. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
38. Дизартрия под редакцией Л.С. Волковой, В.И. Селеверстова.: М. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 1997, - 131с.
39. И.Н. Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос, 1995. – 256 с.
40. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда /О.Б. Иншакова.- 2-е изд., испр.и доп.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008.: ил. – (Коррекционная педагогика)
41. Каше Г.А., Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
42. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недораз-витием фонематического строя речи. - М., 1978.
43. Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). –– М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
44. Киселевой, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы ди-зартрии. Пособие для логопедов. – М.: Школьная Пресса, 2007.
45. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. - Воронеж, 2000.
46. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М.: Гном и Д, 2001.
47. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.
48. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с
49. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин.-М.:АРКТИ, 2005. – 224с.: ил.
50. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
51. Лопатиной, Л.В. Мартыновой, Р.И. Правдина, О.В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: "Просвещение", 1973. - с. 272 С - 250
52. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. —— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.
53. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
54. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
55. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека. – М: Изд-во МГУ, 1969. – 503с.
56. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1973. – 374с.
57. Мазанова, Е. Логопедия. Преодоление нарушения письма. – М., Аквариум, 2006.
58. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдаю-щих лёгкими формами дизартрий и функциональной дислалией. Расстрой-ства речи и методы их устранения / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской; МТПИ. – М., 1975. – С. 79. – С. 91
59. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии. Дефектология. – 1976. - № 1. – С. 13.] С. 7
60. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001.
61. Нищева Н.В. Развивающие сказки. - СПб., 2002.
62. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, 1998.
63. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - СПб., 1996.
64. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М., 2001.
65. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1999.
66. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. Пособие для дефектолог. фак. пед-вузов. М., «Просвещение»,1969 – 310с. С. 302.
67. Репина 3.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией: Учебное пособие к спецкурсу / Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1988. 80 с.
68. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нару-шениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.
69. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997
70. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной актив-ности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с. - (Логопед в ДОУ)
71. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб., 1999.
72. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и разви-тие связной речи. - СПб., 1998.
73. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998.
74. Трубниковой, Н.М. Технология обследования речи: Учебно-методическое пособие / Н.М. Трубникова. – Урал. Гос. пед.ун-т., Ин-т спец.образования.-Екатеринбург. 2010.-69с.
75. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для сту-дентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина .- М.: Просвещение, 1989.—223 с. С 77
76. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизно-шения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил
77. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999.
78. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.
79. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.
80. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
81. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Воронеж, 1997.
82. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М., 2000.
83. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002. — 136 с: ил. - (Библиотека практикующего логопеда)
84. Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. -- М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.
85. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. –– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 240с. С – 51.
86. Шуйфер Р.И. Логопедические занятия с учащимися первых классов, имеющими недостатки произношения // Недостатки речи и письма у детей: из опыта логопедической работы / Под редакцией Р.Е. Левиной. — М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР.
87. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е . - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.
Структуру речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии составляет нарушение произносительной стороны речи. Недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата обусловливает нарушение звукопроизношения. При нарушении работы мышц губ нарушено произношение как гласных, так и согласных звуков. Среди гласных особенно нарушается произношение лабиализованных звуков, произнесение которых связано со специфической работой губ. К таким звукам относятся звуки о, у, поскольку при их произнесении требуются активные движения губ: округление, вытягивание вперед. Среди согласных в первую очередь нарушено произношение губно-губных смычных звуков (п, п', б, б', м, м'). Обучающийся не может вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить вниз нижнюю и выполнить целый ряд иных движений.