Изучение сформированности представлений детей 6 - 7 лет о многообразии стран и народов мира
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Современная образовательная ситуация ориентирована на формирование готовности у подрастающего поколения к партнерству, многоплановому взаимодействию в различных социокультурных условиях. Однако активная жизненная позиция невозможна без знаний культурных традиций своего и других народов.
В ФГОС ДО определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира, в результате которого осуществляется социокультурное развитие ребенка [1].
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира 5
1.1 Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с многообразием стран и народов мира как педагогическая проблема 5
1.2 Особенности процесса развития первичных представлений детей дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира 10
1.3 Условия развития первичных представлений детей дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира 13
Глава 2 Опытно – экпериментальная работа по формированию представлений детей 6 - 7 лет о многообразии стран и народов мира 19
2.1 Диагностика уровня сформированности представлений детей дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира 19
2.2 Реализация условий развития представлений детей 6 – 7 лет о многообразии стран и народов мира 27
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 35
Список принятых обозначений и сокращений 45
Список литературы
1. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
3. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
4. Аполлонов. И. А., Тучина О. Р. Проблема толерантности в контексте самопонимания этнокультурной идентичности / И. А. Аполлонов // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований. – Ярославль, 2011. С. 34 -36.
5. Бабаева, Т. И. Мониторинг в детском саду / Т. И. Бабаева – СПб.: Детство - пресс, 2011. – 592 с.
6. Большунова, Н. Я. Социокультурное развитие детей с ограниченными возможностями как главный путь их реабилитации / Н. Я. Большунова // http://lib.convdocs.org/docs/index-196048.html (дата обращения: 15.06.2022).
7. Брюзова, Т. Воспитание личности на культуре и традициях своего народа / Т. Брюзова // Методист - 2005. - № 2 - С. 50.
8. Видео для детей. Модная география [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=OB1FH5HLJ08 (дата обращения: 15.06.2022).
9. Гуров В. Н., Вульфов Б. З. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. / В. Н. Гуров // Учебное пособие. – М., 2004. – 240 с.
10. Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. / А. Н. Джуринский - М.: Прометей, 2002.
11. Дмитриев, Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип / Г. Д. Дмитриев // Педагогика. – 2000. - №10.
12. Захарова, Л.М., Пурскалова Ю.В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира / Л.М. Захарова [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
13. Ильинская, Е.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности / Е.А. Ильинская // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Санкт-Петербург, 2009. – 28 с.
У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: ?Где я живу? (окружающая среда), ?Как я живу? (поведение и ответственность), ?С кем я живу? (соседи по планете, взаимосвязь с ними), ?Когда я живу? (взаимодействие во времени). [14]
Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, методисты рекомендуют использовать следующие методы [11; 12]:
1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два - три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.