Особенности работы с учебным текстом на уроке русского языка в начальной школе
Введение
Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что умение работать с учебным текстом применяется не только в русском языке, но и по всем предметам.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований к предмету русский язык. Родной язык.
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
Содержание
Введение…………………………………………………………………...…3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………………….…...…….....5
1.1 Сущность понятия учебный текст………………………….……..…….5
1.2 Психолого-педагогические основы работы с учебным текстом в начальной школе…………………………………………………..………………..22
1.3 Методические особенности организации деятельности учащихся в процессе работы с учебным текстом на уроке русского языка в начальной школе………………………………………………………………………….……..29
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………...………………………….….………41
2.1 Методические особенности организации деятельности учащихся в процессе работы с учебным текстом на уроках русского языка в начальной школе……………………………………………………………………….……….41
2.2 Методика проведения констатирующего исследования для определения актуального уровня работы с учебным текстом на уроке русского языка в начальной школе………………………………………………….………..55
2.3 Результаты проведения констатирующего исследования для определения уровня работы с учебным текстом на уроке русского языка в начальной школе……………………………………………………...……………..…………..64
2.4 Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию понимания учебного текста младшими школьникам на уроках русского языка..
Заключение…………..….……….…………………………………………………66
Список литературы…………....…………………………………………….…….68
Приложения…………………………………………………………...……………71
Список использованной литературы:
1. Аванесов В.С. Теория квантования учебных текстов// Образовательные технологии. – 2014. - №2. – С. 14-26.
2. Александров Е.П. Учебный текст: опыт дефиниции и типологического анализа // Актуальные проблемы коммуникации и культуры-7: международный сборник научных трудов. - Москва-Пятигорск: Изд-во ПГЛУ. - 2008. - С. 202-207.
3. Александров Е.П. Учебный текст и текстовая деятельность в образовательном процессе // Вестник таганрогского института управления и экономики. – 2015. - №2 (22). – С. 130-136.
4. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. – 2015. - №11. – С. 134-139.
5. Валгина Н.С. Теория текста: учебное пособие. - М.: Логос, 2003. – 280 с.
6. Габидуллина А.Р. Педагогическая лингвистика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Горловка: ГГПИИЯ, 2011. - 195 с.
7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - изд. 4-е, стереотипное. - М: КомКнига, 2006. 144 с
8. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учебное пособие. - Казань: - КГТУ, 2004. - 212 с.
9. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – №3-4. – С. 14-19.
10. Данилюк А. Я. Духовно- нравственное воспитание российских школьников. Данилюк А.Я. / / Педагогика .-2009г. № 4 стр. 55- 63
11. Илюничева Ю.В. Психологические особенности младшего школьного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. - №6(66). – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/guman/6(66).pdf. Дата обращения: 22.10.2019.
12. Канакина В.П.,Горецкий В.Г. Русский язык. 2,3 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1,2
13. Карих Т.В. Текстовая деятельность VS речевая деятельность // Известия Волгоградского государственного педагогического университет
В этих разделах центральное место отводится работе с текстом, овладению совокупностью речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста, и создание собственных высказываний. В каждом классе работа с текстом, так же как и с предложением, проводится в течение всего учебного года, что обусловлено общей речевой направленностью обучения языку. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме; только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь учащихся развивается.
В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста)[20]. Кроме того, в объем понятия «развитие речи» включается произносительная работа - дикция, орфоэпия, выразительность, исправление произносительных недочетов.