Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения текстовых задач
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время основной задачей образовательного процесса считается воспитание человека, который умеет добывать знания самостоятельно.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) поставил на первое место в качестве главных результатов образования личностные и метапредметные - универсальные учебные действия.
Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать овладение универсальными учебными познавательными действиями, это базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, делать выводы (ФГОС НОО, 2022).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения текстовых задач……………………………………... 8
1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия» и его функции…………………………………………………………… 8
1.2. Педагогические условия формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения текстовых задач…………………………………………………… 12
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения текстовых задач………………………… 35
2.1. Диагностика уровня формирования универсальных учебных действий у младших школьников………………………………... 35
2.2. Работа по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения текстовых задач……………………………………………………………….. 50
Заключение……………………………….……………………………...….. 65
Библиографический список……………..…………………………..…… 68
Приложения………………………………………………………….………. 74
Библиографический список
Анащенкова С.В. Сборник рабочих программ «Школа России»/ С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - М: Просвещение, 2011. - 528 с.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - Москва: Просвещение, 2008.
Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах/ Г.В. Бельтюкова, М.А. Бантова/ под ред. М.А. Бантовой. - М.: Просвещение, 1984. - 335 с.
Барсукова Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе/ Е.В. Барсукова// Начальная школа. - 2012. - №7.
Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций/ А.В. Белошистая. - Москва: Владос, 2007. - с. 455.
Белошистая А.В. Решение задач в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы: методическое пособие/ А.В. Белошистая. - М: Айриспресс, 2006. - 160 с.
Бердникова Н.И. Познавательные универсальные учебные действия/ Н.И. Бердникова// Парламентская газета. - 2011. - №7. - С. 1 - 2.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе/ М.Р. Битянова. - Москва: Совершенство, 1997. - с. 298.
Болотина Л.В. Развитие мышления учащихся/ Л.Р. Болотина// Начальная школа. - 1994. - №11. - С.21-22.
Бородулько М.А. Обучение решению задач и моделирование/ М.А. Бородулько// Начальная школа. - 1996. - №8. - С. 26 - 31.
Васильева Е.М. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]/ Е.М. Васильева. - М.: Просвещение, Режим доступа: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 30.10.2021)
Гришкова В.Н. Памятка «Как работать над задачей»/ В.Н. Гришакова// Начальная школа. - 2004. - №. 4 - С. 68.
Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач/ Л.Л. Гурова. - М: Просвещение, 1976. - 220 с.
Демидова Т. Е. Учебник «Математика» для 1-4 классов, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя/ Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких. М.: Баласс, 2015. – 96 с.
Эти задания могут выполнять различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов; для получения информации; для овладения умением вести диалог; для разъяснения способа решения задачи.
В традиционной системе образования говорится: «С самых первых уроков ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п.». При этом учителю необходимо четко дать понять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. В учебниках есть задания для выполнения в парах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД.