Формирование самооценки у младших школьников на уроках математики
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Изменения, происходящие в системе российского образования, требуют переосмысления педагогической деятельности. В связи с этим проводится активная работа по усовершенствованию различных направлений образовательного процесса, в том числе системы контроля и оценки, которая приобретает особое значение в связи с направленностью общества и государства на качественное образование. Данное направление занимает особое место в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО). В нем представлены новые требования к контрольнооценочной деятельности, поскольку традиционная система не позволяет с максимальной достоверностью говорить об уровне образовательных достижений школьников [30].
В связи с этим младшие школьники должны получить возможность приобрести оценочные умения и стать равноправными партнерами учителя в данном процессе, что отмечается в письме Минобразования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (№ 1561/14-15 от 19.11.98). В документе подчеркивается, что система контроля и оценки в начальной школе должна «развить у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения» [21].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1.1. Структура и функции самооценки в личностном развитии младших школьников
1.2. Возможности уроков математики в формировании самооценки у младших школьников в традиционной ("Школа России") и вариативной (.....) программах.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ .
2.1. Диагностика и определение уровней развития самооценки у младших школьников
2.2. Описание системы уроков математики, направленных на формирование самооценки у младших школьников
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
1. Бороздина Г. В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 477c.
2. Болотова А. К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016. 327c.
3. Волков Б. С. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 35c.
4. Гуревич П. С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 479c.
5. Головей Л. Е. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2016 .374с.
6. Коноваленко М. Ю. Психология общения: Учебник для СПО.
Люберцы: Юрайт, 2016 468c.
7. Коннова Е. Г. РОСТ. Развитие, общение, самооценка, творчество. 3 класс. Курс внеурочной деятельности. Пособие для учителей и родителей. М.: Легион, 2014.479c.
8. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М.: Просвещение, 2017. - 224c.
9. Кравченко А. И. Психология и педагогика: Учебник. М.: ИнфраМ, 2017. 204c.
10. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 420c.
11. Немов Р. С. Общая психология в 3х тт. том 1 в 4 книгах. книга 3 воображение и мышление: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 224c.
12. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник для СПО /Л Львов М. Р.: Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Юрайт, 2016. 401с.
13. Становление личности младшего школьника. Воспитание детского коллектива. 1-4 классы. Москва: ИЛ, 2018. 160c.
14. Фатуллаева А. Т. Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте. Махачкала, 2009. 21с.
15. Францева В. О. Характеристика целевых и мотивационных установок младших школьников [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения. – 2011. – Т. 20, № 4. – С. 19. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17271904
16. Чистякова М.И. Психогимнастика. 3-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2015. 160с.
17. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 576c.
18. Яровая Е. А. Алгебра. 8 класс. Формирование самооценки учебной деятельности. Учись учиться! М.: Учитель, 2015. 140c.
Такой подход побуждает у детей чувство взаимопомощи, и к обсуждению возникающих догадок. К примеру учитель может делить детей на команды по несколько человек, в каждой из которых будет капитан. К примеру, на уроках математики школьники могут использовать таблички с цифрами, с помощью которых они отвечают на вопросы. Учитель должен поощрять правильные ответы команд, например, звездами – выигрывает команда, набравшая наибольшее количество звезд. Главная идея работы в группах может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Все задания можно очень легко изменить. К примеру, задание с пирамидкой: учитель ставит пирамидку с пятью кольцами разных цветов, которые он набрал в определенном порядке. Дети уже довольно хорошо знакомы с этой игрушкой, лишь в основу сбора уже необходимо положить последовательность, не обращая внимания на размеры колец.