Формирование глагольного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать дипломную работу, в которой исследуется формирование глагольного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.11.2023
Объем файла
260 Кб
Количество страниц
49
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Речевое развитие детей является одной из главных составляющих их готовности к школе. Изучение уровня овладения языком позволяет нам получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того чтобы понять суть речевой готовности к школе, мы должны четко понимать, что входит в содержание навыков устной речи и какие компоненты являются наиболее важными для изучения речи. Своевременное освоение словаря - один из важных факторов подготовки к школе. Дети, не обладающие достаточным словарным запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя нужных слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что учащиеся с богатым словарным запасом лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыками чтения, грамматики, более активны в умственной работе на уроке. 
Проблема формирования словарного запаса занимает важное место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словарного запаса при различных нарушениях речи и методике его развития является одним из наиболее актуальных.
Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Чтобы ребенок в полной мере овладел связной речью, особенно повествовательной, необходимо сформировать богатый словарный запас, поскольку система сказуемых является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Изучению проблемы формирования лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии посвящены работы таких ученых, как Лалаева Р.И., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и других.  

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения словаря глаголов детей дошкольного возраста 5

1.1 Лингвистические основы формирования глагольного словаря 5

1.2 Развитие глагольного словаря в процессе онтогенеза 11

1.3 Состояние изучаемой проблемы в современной логопедии 20

Глава 2. Содержание экспериментального исследования 26

2.1 Особенности глагольного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 26

2.2 Педагогические условия развития глагольного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 32

2.3 Анализ результатов исследования 41

Выводы по 2 главе 44

Заключение 45

Список использованных источников 47

Приложения 52

Список использованных источников
1. Алексеева, М. М., В. И. Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр « Академия», 1997. - С. 23-29
2.  Балобанова, В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 240 с.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».» 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - С 19
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
5. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.: Академия пед. наук, 1956. - С. 56
6. Глухов, В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002. - С. 35-44
7. Деревянко, Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практ. психология и логопедия. - 2006. - № 4. - С. 57-60.
8. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. (сборник методических рекомендаций) - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - С. 57-58
9. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников.(Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. М.: Просвящение, 1981. С. 59-63
10.  Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда. - М.: Просвещение, 1990. - С.49-52
11. Жукова, Н. С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи. - М.: Просвещение, 1975. - 74с.
12.  Игры в логопедической работе с детьми /Под ред. В.И. Селиверстовой. -Москва, 1979.
13. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуматитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 279 с.
14. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. - М.: Академия,2006. - 320 с.
15. Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 318с.
16. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы её преодоления. – СПб.: КАРО, 2006 г. – 304с.
17. Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. – СПб.: КАРО, 2006. – 240 с.
18. Коновалова С.Н. К вопросу о формировании предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология № 5, 2004 г. – с. 50-55
19. Коновалова С.Н. Особенности овладения предикативной лексикой дошкольниками с общим недоразвитием речи различного генеза // Дефектология. – 2006. - №3. – С. 59-66.
20.Коновалова С.Н. Формирование предикативной лексики  у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2006. – 23 с.
21. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. – СПб., - Речь, 2006 г. – 380 с.
22. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждения для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 160 с.
23. Лалаева, Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999. - С. 22-26
24. Лебедева, Н. Г. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи.// «Практическая психология и логопедия» № 1-2, 2003. 
25.  Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом / Р.Е. Левина // Хрестоматия по логопедии : В 2 т. / под ред. Л.С.Волковой. М., 1997. - Т. II - С. 375 - 387.
26.  Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - С. 513-524
27. Макарова, В. Н. Комплекс контрольно-тестовых заданий по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»./Под ред. В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, В. И. Яшиной. - Орел.: Изд-во ОГУ, 2002. - 48с.
28. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.Ф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003,240 с.
29.  Милютина Л.В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Милютина, О.Д. Михайлова // Логопед в детском саду. – 2009. – № 8 (43) – С. 22–27.
30.  Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: «Просвещение», 1973. - с. 272 с ил.
31. Основы логопедической работы с детьми. Учеб. пособие / Под общей редакцией д. п. н. профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002, 240 с
32.  Особенности развития ребенка. Диагностика и коррекция. Часть 1: Учебно – методическое пособие (Под ред. Абуталиповой Э.Н.), Уфа, 2002, 36 с
33.  Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999–137–250.
34.  Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недо21. развитием речи. - М.: Академия, 2005. - 144с.
35. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми, М.: Просвещение, 1981, 117 с
36.  Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. - М.: «Просвещение», 1967.
37.  Ткаченко, Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Гном и Д, 2002. - 48с.
38.  Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 1997, 44 с.
39.  Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. М.И. ГНОМ и Д, 2002,140 с.
40.  Ткаченко, Т.А. Формирование лексико–грамматических представлений у детей с ОНР. М., И. ГНОМ и Д 2001, 44 с
41.  Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240с.
42. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - С. 180-181, 196-199.
43.  Филичева, Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: «Гном-Пресс», 1999. - С. 3-4
44.  Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.А. Основы логопедии, М.: Просвещение, 1989, 221 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – М: Перспектива, 2014. – 32с. 
46. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх [Текст] / О.Ю. Филимонова. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 144 c. 
47. ФиличеваТ.Б.,ЧиркинаГ.В.Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с. 
48. Чистякова И.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников [Текст].. - Книга для логопедов. Воспитателей и родителей.- СПб.: КАРО, 2005.- 96 с. 
49. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст].: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с. 
50. Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика [Текст].: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова . –– М.: Лабиринт, 2004. – 330 с. 
51. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/err-001/err-001.htm

Исследование умения детей изменять и употреблять в речи приставочные глаголы по аналогии показало, что дети не справились со многими заданиями, не могли употреблять приставочные глаголы по аналогии, чаще всего встречались такие ошибки: «мать смысл блюд», «пишу в блокноте рукой», «можно кататься на велосипеде» и т. д. Либо дети повторяют произнесенное экспериментатором предложение, например: «можно плыть по реке», «машина ехала» и т. д.
Изучение способности детей к подбору звукоподражательных глаголов показало, что большинство детей не могут назвать характерные звуки того или иного животного, чаще всего у них возникают трудности с определением звуков голубя, жука, воробья. При определении звукоподражаний кошки, коровы, курицы, лошади, волка, тигра, утки дети испытывали затруднения, но произносили хотя бы один звук. Например, «тигр рычит», «кошка мяукает», «корова мычит», «волк воет». Иногда дети называли слова неправильно, например, «утка − пищит», «лошадь − рычит».