Формирование навыков диалогической и монологической речи дошкольников
Введение
В настоящее время в свете принятия Федеральных государственных стандартов (ФГОС) в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании специальных психолого-педагогических условий для формирования личности ребенка, в том числе огромное внимание уделено речи детей дошкольного возраста (в частности связной речи). Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников дошкольных учреждений возникают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета - онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.
Не сформированная речь делается все больше нешуточной и животрепещущей задачей нашего времени. Содействуют данному доступная прогрессивная литература, понижение значения культуры, простой язык мультипликационных фильмов и маркетинговых роликов. Поэтому, перед прогрессивной наукой возникает задача создание свежих форм воспитания и обучения, нацеленных на всестороннее формирование детей дошкольного возраста. На первый взгляд в данном процессе выходит формирование грамотной речи ребенка. Стоит обозначить, собственно, что от значения формирования речевых возможностей находится в зависимости умственный подъем ребенка, вследствие этого подобный задаче надо уделять значительное внимание.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования навыков диалогической и монологической речи детей дошкольного возраста
1.1. Сущность и содержание формирования навыков диалогической и монологической речи дошкольников в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………7
1.2Особенности формирования навыков монологической и диалогической речи старших дошкольников………………………………………................19
1.3 Возможности технологии ТРИЗ в формировании навыков диалогической и монологической речи старших дошкольников……………………………..24
Выводы по главе I ……………………………………………………………29
Глава II Педагогические условия формирования навыков монологической и диалогической речи старших дошкольников
2.1 Выявление уровня сформированности навыков диалогической и монологической речи старших дошкольников………….................................31
2.2 Обучение старших дошкольников составлению описательных
рассказов с использованием педагогической технологии ТРИЗ……………38
2.3. Мониторинг динамики уровня сформированности монологической и диалогической речи детей старшего дошкольного возраста ……………….48
Выводы по главе II ………………………………………………………….53
Заключение……………………………………………………………………55
Список использованных источников ……………………………………..58
Приложения…………………………………………………………………..64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аджикеримова, О.В. Особенности развития речевой коммуникации у детей 5-6 летнего возраста/О.В. Аджикеримова //EurasiaScience: сборник статей IX Международной научно-практической конференции.- Москва. 2017. С. 354-355
Алабужева, С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста /С.В. Алабуцжева//История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. – Глазов: Изд-во ГПГИ, 2015. –198 с.
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. – Москва: Академия, 2015. – 400с.
Андриянова, Т.Н. Учимся системно думать: Сборник игровых заданий по формированию системы мышления дошкольников /Т.Н. Андриянова. – Ульяновск, 2012. – 52с.
Андриянова, Т.Н. Учимся системно думать: Сборник игровых заданий по формированию системы мышления дошкольников /Т.Н. Андриянова. – Ульяновск, 2012. – 52с.
Афонина Н.А. Технологии реализации ТРИЗ в педагогическом процессе ДОУ // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 2022.—URL https://spravochnick.ru/pedagogika/tehnologii_realizacii_triz_v_pedagogicheskom_processe_dou/Баева М.С. Что такое формирование в педагогике// Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи:2021—URL https://spravochnick.ru/pedagogika/chto_takoe_formirovanie_v_pedagogike
Баринова А.Н Особенности применения "триз - технологии" в дошкольных образовательных учреждениях/ Баринова А.Н., Румянцева Н.А., Трутанова А.В.// В сборнике: педагогика и психология в информационном обществе./сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 15-17.
Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – Москва.: Просвещение, 2019. – 255 с.
Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер. – Москва: Знание, 2017. – 192 с.
Волкова В.Г. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ/ Волкова В.Г.,Шумакова А.В.//В сборнике: Научны
Иными словами, в старшем дошкольном возрасте дети в речевом формировании достигают достаточно высокого уровня. Они произносят все звуки в словах, имеют большой словарный запас, который непрерывно пополняется, в речи правильно используют разнообразные грамматические конструкции, их высказывания приобретают большую содержательность, выразительность и точность, речь становится контекстной и произвольной, а невербальные средства диалогического общения становятся менее употребляемыми. [18] Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в дошкольные годы идет активное овладение диалогической и монологической формами речи. По мере взросления дошкольника происходят постепенные изменения как в содержании, так и в форме речи.