Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в процессе коррекции дизорфографии у младших школьников

Скачать дипломную работу, в которой исследуется взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в процессе коррекции дизорфографии у младших школьников
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.11.2023
Объем файла
288 Кб
Количество страниц
71
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Важным фактором, отражающим общую языковую культуру общества в целом и речевую культуру человека в частности, считается грамотное письмо, базирующееся на принципах графики и орфографии. Оно, как правило, характеризует уровень образования человека, являясь залогом точности выражения мыслей, взаимопонимания людей между собой, а также способом получения новых знаний, обеспечивающих успешность образовательного процесса.
В начальной школе дети с дизорфографией испытывают значительные трудности в процессе ознакомления с грамматическими понятиями, в запоминании и усвоении орфограмм. Они допускают большое количество ошибок в самостоятельной письменной речи (изложении, сочинении, письменном рассказе по картинке). В связи с чем, предупреждение и профилактика дизорфографии в начальной школе является теоретически и практически значимой проблемой

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы коррекции дизорфографии у младших школьников……………………………………. 7
1.1. Проблема коррекции дизорфографии у младших школьников в отечественной литературе………………………………………………………. 7
1.2. Психоречевые особенности младших школьников с дизорфографией……………………………………………………………….... 14
1.3. Особенности взаимодействия логопеда и учителя начальных классов при коррекции дизорфографии у младших школьников……………………………………………………………………... 21
Выводы по главе 1………………………………………………………… 30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………………………... 32
2.1. Организация и методы исследования……………………………….. 32
2.2. Разработка и реализация программы по взаимодействию логопеда и учителя начальных классов при коррекции дизорфографии у младших школьников…………………………………………………………...………….38
2.3.Анализ и интерпретация результатов исследования…………..…….51
Выводы по главе 2...………………………………………………………. 68
Заключение…………………………...…………………………………… 72
Список литературы………………………………………………………... 74
Приложения……………………………………...………………………... 80

Список литературы
Азова О.И. Дизорфография у младших школьников общеобразовательной школы / О.И. Азова // V Царскосельские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции. СПб.: ЛГОУ им. A.C. Пушкина, 2001. -С.
Азова О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2012. – 51 с.
Азова О. И. Особенности работы по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень). /О.И. Азова // VI Царскосельские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. – С.67. –0,1 п.л.]  Азова О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О. И. Азова. – М., 2006. – 391 с.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1. – М.: 1980.
Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Москва — Воронеж: 2001. - С. 7-20.
Бабина, Г.В. Феномен метаязыковой способности: перспективные тенденции исследования / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова // Преподаватель XXI век. – 2012. – № 1. – С. 146–152 .
Вартапетова Г.М.  Коррекция  нарушений  письма  у  учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Г.М. Вартапетова. – Екатеринбург, 2002. – 241 с.
Визель, Т.Г. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы / Т.Г. Визель, Е.Д. Дмитрова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: материалы I Международной российской ассоциации дислексии. – М., 2004. – С. 53–58.
Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: 1974.
Гильбух Г.Ю. Темперамент и познавательные способности школьника. Психология, диагностика, педагогика. – АПН Украины. Ин-т психологии. – 1993.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии М.: Просвещение, 1991. 
Егорова Т.В. Ос

Прием поморфемного проговаривания полезно подкреплять и поморфемным написанием слова. Этот прием заключается в том, что при записи слова в нем с помощью черточек отделяется одна морфема от другой. В коррекционной работе может быть использован прием орфографического чтения. При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и речедвигательный аппарат и слух, то есть при орфографическом чтении запоминание орфографического облика слова осуществляется тремя видами памяти – зрительной, слуховой и речедвигательной. Ребенок видит слово, слышит его и произносит так, как оно пишется. Вероятность запомнить правильное написание слова увеличивается втрое.  Таким образом, мы считаем, что на современном этапе развития системы образования значимую роль приобретает не только профессиональная компетентность учителя начальных классов и учителя-логопеда по вопросам преодоления нарушений письма, но и система их взаимодействия при коррекции дизорфографии у младших школьников.  Следует отметить, что совместная деятельность учителя-логопеда и учителя начальных классов должна быть организована в соответствии с спецификой данного нарушения. Система взаимодействия должна предусматривать различные формы работы, в частности семинары, обсуждение письменной работы, анализ письменных работ учащихся. Так, учитель начальных классов нацелен на разъяснение и показ использования орфографического правила, а логопед на преодоление специфических ошибок. Их взаимодействие будет осуществляться в рамках анализа деятельности с точки зрения педагогической и логопедической работы и выработки определенных заданий, а также способов педагогического воздействия как в рамках уроков, так и в рамках логопедического занятия.