Формирование вычислительны навыков у детей младшего школьного возраста на уроках математики

Скачать курсовую работу, в которой исследуется формирование вычислительны навыков у детей младшего школьного возраста на уроках математики
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
29.11.2023
Объем файла
203 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Математика – неотъемлемая часть общего образования. Ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без неё – как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. Школьное математическое образование способствует: овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире; приобретению навыков логического и алгоритмического мышления; развитию воображения и интуиции; формированию мировоззрения, нравственных черт; воспитанию способности к эстетическому восприятию мира; обогащение запаса историко-научных знаний. Обучение математике должно решать образовательные, воспитательные и практические задачи. Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Поэтому, прежде чем приступить непосредственно к самой теме, необходимо выяснить, какие именно особенности усвоения математических знаний, умений и навыков имеются у детей. Обучение должно обеспечить овладение учащимися осознанными знаниями и на достаточно высоком уровне обобщения.  Процесс решения задачи – это переход от условия задачи к ответу на ее вопрос. Ответ на вопрос задачи – результат процесса решения задачи. Будем считать задачу решенной, если в результате некоторых операций с информацией, данной в задаче вербально (словесно) или в других знаковых системах, сформулирован ответ на вопрос задачи, соответствующий условию задачи. Ответ на вопрос задачи считается соответствующим условию задачи, если информация, содержащаяся в нем, не противоречит никакой информации, данной в условии.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО 
                 ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БАЗОВЫМИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ 
                 ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ...................................................................5
           1.1 Предпосылки формирования у учащихся младших классов знаний 
                 нумерации чисел, сложения и вычитания................................................5
          1.2 Особенности счётно-вычислительных навыков детей в овладении 
                решениями простых задач........................................................................10
          1.3 Методика обучения решению простых задач.........................................14
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 
                ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 
                 МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................................20
           2.1 Задачи, организация и методика эксперимента.....................................20
           2.2 Объяснение полученного результата.....................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................31
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В., Полевщикова, А.М. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова. – М., 2006. – 127 с.
Зайцев, В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей / В.В. Зайцев. – М.: «Владос», 2009. – 214 с.
Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина. Уч. пособие. – М.: «ACADEMA». – 179 с.
Лавриненко, Т.А. Как научить детей решать задачи / Т.А. Лавриенко. – Саратов: «Лицей», 2000. – 154 с.
Леонтьев, А.И. К вопросу о развитии арифметического мышления ребенка / А.И. Леонтьев. В сб. «Школа 2100» вып.4 Приоритетные направлнеия развития образовательной программы – М.: «Баласс», 2000. – 109 с.
Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. – М.: 2004. – 200 с.
Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 2000. – 218 с.
Менчинская, Н.Л., Моро, М.И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах / Н.Л. Менчинская. – М., 2005. – 58 с.
Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая.– С-П.: Детство Пресс, 2000. – 158 с.
Петерсон, Л.Г. Математика 1 класс. Методические рекомендации / Л.Г. Петерсон. – М.: БАЛАСС», «С-ИНФО», 2000. – 142 с.
Петерсон, Л.Г. Математика 1 класс. Методические рекомендации / Л.Г. Петерсон – М.: Баласс, 2005. – 397 с.
Свечников, А.А. Решение математических задач в 1-3 классах / А.А. Свечников. – М., 2000. – 214 с.
Тонких, А.П. Математика: Учебное пособие для студентов факультетов подготовки учителей нач. кл-в.: В 2-х книгах. Кн. 1. – М.: Книжный дом "Университет", 2002. – 472 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задания для формирования вычислительных навыков
1. Незадачливый математикЦель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания; умножения и деления.На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:66+21=_            33_3=11            100_9=900            47_12=5954

Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе работы применялись такие методы как: наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, беседы с учащимися, контроль за эффективностью применяемых приёмов и оценка их результатов. В эксперименте участвовали дети 2 «А» (15 человек) и 2 «Б» (15 человек) класса ГОСШ № 471 г. Минска. По результатам исследования можно заметить, что у учащихся 2 «А» класса, с которыми на протяжении 3 недель проводилась дополнительная работа по формированию вычислительных навыков, результаты значительно выше, чем у учащихся 2 «Б» класса. Повторение, обобщение и систематизация математических знаний требует достаточного количества упражнений, которые выполняются учащимися, как под руководством учителя, так и в самостоятельной деятельности. Упражнения для самостоятельной работы не только формируют приёмы и способы учебной работы, но и активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают у них инициативу, смекалку.