Особенности подготовки обучающихся к различным видам олимпиад по физике.
ВВЕДЕНИЕ
В связи с этим в модернизации современного школьного образования особый акцент сделан на формирование учебных универсальных действий каждого ребенка, на предоставлении ему возможности реализации своих индивидуальных способностей, на получении полноценного качественного образования.
В соответствие с противоречиями и проблемой можно сформулировать тему исследования «Олимпиады по физике как средство реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся».
Объект исследования: процесс обучения физике в средних и старших классах.
Предмет исследования: реализация индивидуальных образовательных траекторий обучающихся через подготовку к физическим олимпиадам.
Цель исследования: изучить особенности подготовки обучающихся к различным видам олимпиад по физике.
На основе выделенной проблемы и цели исследования, была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в следующем: если разработать и внедрить в практику школьного обучения физике методику реализации индивидуальных образовательных траекторий это будет способствовать вовлечению обучающихся в олимпиадное движение и достижения ими планируемых результатов в данном виде деятельности.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить состояние проблемы разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в теории и практике школьного обучения.
2. Раскрыть сущность, содержание и структуру понятий «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут».
СОДЕРЖАНИЕ
РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. МЕТОДИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Исторический аспект возникновения понятия «индивидуальная образовательная траектория» обучающегося 7
1.2. Проектирование индивидуальной траектории образования обучающихся в соответствии с требованиями и технологиями ФГОС 10
1.3. Профессиональная деятельность учителя в рамках индивидуального процесса обучения 14
ГЛ АВ А II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ПОДГОТОВКОЙ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ ПО ФИЗИКЕ 19
2.1. Модернизация индивидуального образовательного подхода в системе национального проекта «Образование» 19
2.2. Учреждения в городе Курске, занимающиеся подготовкой школьников к олимпиадам по физике 23
2.3. Уровни олимпиад по физике из перечня министерства образования и науки Российской Федерации 28
ГЛАВА III . МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 30
3.1. Цель, задачи и методика проведения педагогического эксперимента 30
3.2. Результаты педагогического эксперимента 45
ЗА КЛ ЮЧ ЕН ИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абдуллина О.А., Плигин А.А. Новые технологии образования. Личностно-ориентированная технология обучения: Проблемы и поиски // Наука и школа. 2018 №4. С. 34-36.
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.: пособ. для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2018. – 151 с.
Буздин, А.И. Задачи московских физических олимпиад / А.И. Буздин, В.А. Ильин. – М.: Наука, 20108. – 192 с.
Глазкина, Л.В. Реализация индивидуальных образовательных траекторий студентами педагогического колледжа в процессе педагогической практики / Л.В. Глазкина: Дис… канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2015. – 174 с.
Гороховатский, Л.Ю. Олимпиадная образовательная среда как условие для развития одаренности школьников / Л.Ю. Гороховатский // Альманах научно-образовательной практики. Психолого-педагогическая серия статей по выпускным квалификационным работам РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. – С. 10 – 13.
Данилов, М.А. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / М.А. Данилов, М.Н.Скаткин. – М.: Педагогика, 2022 – 303 с.
Дзида, Г.А. Развитие умения решать физические задачи при обобщающе-систематизирующем повторении (на подготовительном отделении вуза) / Г.А. Дзида: Дис…кан. пед. наук. – Челябинск, 2017. – 179 с.
Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Педагогика, 2020. – 317 с.
Ерыкова, В.Г. Формирование индивидуальной образовательной траектории подготовки бакалавров информатики / В.Г. Ерыкова: Дис… канд. пед. наук. – М., 2018. – 204 с.
Загвязинский, В.П. Методология и методика дидактического исследования / В.П. Загвязинский. – М.: Педагогика, 2020. – 160 с.
Ковалёва Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.; Тверь: СФК-офис, 2021.
2.2. Учреждения в городе Курске, занимающиеся подготовкой школьников к олимпиадам по физике
Региональным координатором олимпийского движения в Курской области выступает региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Успех».[16].
Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в Курской области создан во исполнение поручений Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» как структурное подразделение ОБОУ «Лицей-интернат № 1» г. Курска, регулирует работу центра Постановление Администрации Курской области от 29.10.2018 №853-па. Центр выявления и поддержки одаренных детей создан и функционирует по системе Федерального образовательного центра «Сириус».
Цель создания Центра в Курской области – выявление, развитие и поддержка одаренных детей, обеспечение преемственности системы развития их интеллектуально-творческого потенциала.
В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» в 2019 году было закуплены все необходимые средства обучения и воспитания одаренных школьников Курской области, в том числе высокотехнологичное оборудование, которым оснащены 11 лабораторий (конвергентная лаборатория, лаборатории прототипирования, 3D – дизайна, нанохимии, альтернативной энергетики, аэроконструирования, роботоконструирования, электроники, информационных технологий, информационных технологий и 3D-дизайна, прогрессивного растениеводства).