Особенности воображения младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной реальности, когда востребованными становятся люди, способные неординарно размышлять, осуществлять свои задумки, основанные на творческом подходе, значимость школы заключается в том, чтобы подготовить детей к этой современной жизни. Именно поэтому одной из главных задач современной школы является развитие творческих способностей у обучающихся. Этот процесс позволяет погрузиться во все этапы развития личности ребенка, развивает самостоятельность и инициативность принимаемых решений, помогает сформировать привычку к свободному самовыражению, появляется уверенность в себе.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [51,с. 6].
Начальная школа является основным и главным этапом в процессе образования.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.ВООБРАЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………..6
Воображение -высшая психическая функция…………………....6
Психологические особенности младших………………………..12
Особенности воображения младших школьников……………...17
ГЛАВА 2.ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………….25
2.1. Основные понятия, цели, задачи, гипотезы исследования……....25
2.2. Предмет, объект, описание выборки. Методы исследования и обработки………………………………………………………………………...27
2.3. Описание методик исследования…………………………………..28
ГЛАВА 3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………..34
3.1. Изучение особенностей дивергентного мышления у младших школьников ……………………………………………………………………...34
3.2. Изучение особенностей творческого воображения у младших школьников ……………………………………………………………………...38
3.3. Сопоставительный анализ полученных результатов …………...41
ВЫВОДЫ………………………………………………………………....46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….47
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...51
Приложение 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абульханова – Славская, К.А. Развитие личнοсти в прοцессе жизнедеятельнοсти [Текст] / Психοлοгия фοрмирοвания и развития личнοсти. – М.:Мысль,1990.-155 с. 2. Айзман, Р.И. и др. Подготовка ребенка к школе [Текст] / Р.И. Айзман.-М.: Пеленг, 1991.-206 с.
2.Акаева, Н. Б. Психолого-педагогические особенности воспитания младших школьников // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2014. №2 (27). URL:
3.Аникеева, Н.П. Педагогика и психология игры [Текст] / Н.П. Аникеева.- М. : Просвещение, 1986. – 421 с.
4.Борисов, В. Ю. Методика обучения преподаванию изобразительного искусства в вопросах и ответах. Готовимся к экзамену: учебно-методическое пособие. М., МПГУ, 2018. 80 с
5.Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В.Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. - 112 с. .
6.Брунер, Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст] / Д.С. Брунер - М.: Директмедиа Паблишинг 1997. - 782 с.
7.Брунер, Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Воображение у детей./ Д.С.Брунер. - М.: Просвещение, 1977.- 294 с. .
8.Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, вοοбражение [Текст] / 9.А.В. Брушлинский. – М.: Институт практической психологии Воронеж: НПО Модэк, 1996. – 392 с.
10.Ванник, М.Э. Развиваем творческое воображение у детей / М.Э.Ванник // Наши дети. - 2005. - № 4. - С.21-22. .
11.Ванник, М.Э. Творческое воображение на уроках / М.Э.Ванник // Учитель. Учебно-методическое издание. - 2005. - № 5-6. - С.14-15. .
12.Веккер, Л.М. Психические процессы. Воображение / Л.М.Веккер. - М.: Смысл, 1974. - С.278-295.
13.Володичева Н.В. Творческое воображение младших школьников // Гаудеамус. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskoevoobrazhenie-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 28.03.2022).
14.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М., АСТ; Астрель, 2010. 672с.
В период формирования речи ребенок еще более активно использует в своих играх воображение, ибо его жизненные наблюдения резко расширяются. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно.
От 3 до 5 лет «подрастают» произвольные формы воображения. Образы воображения могут появляться либо как реакция на внешний стимул (например, по просьбе окружающих), либо инициироваться самим ребенком, при этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее продуманным сценарием.
Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. [11, с.85]
Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества.