Развитие представлений о свойствах предметов в процессе игр у детей 6-го года жизни
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всего существования человечества значительная роль в развитии отводилась процессу познания окружающего мира, который позволял получать важную информацию о свойствах и отношениях предметов. Предмет представляет собой всевозможные окружающие нас вещи, живые существа, животные, растения, явления природы. У каждого предмета есть свойства, которые отличают его от другого предмета. Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по материалу, из которого они сделаны и по другим признакам.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, область познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о свойствах предметах. В качестве задач познавательного развития в контексте ФГОС ДО обозначены такие, как «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
СОДЕРЖАНИЕ
Введение… … … … ……………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития представлений о свойствах предметов у детей 6-го года жизни…………………………………6
1.1. Характеристика основных понятий определяющих свойства предметов………………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития у детей 6-го года жизни представлений о свойствах предметов … ………………………………………………………11
1.3. Значение игры в развитии представлений о свойствах предметов у детей 6-го года жизни …………………………………………………………20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию представлений о свойствах предметов в процессе игр у детей 6-го года жизни … ……………27
2.1. Выявление уровня развития представлений о свойствах предметов у детей 6-го года жизни … … … ………………………………………………27
2.2. Система игр, направленная на развитие представлений о свойствах предметов у детей 6-го года жизни……………………………………………35
2.3. Динамика развития представлений о свойствах предметов у детей 6-го года жизни………………………………………………………………………42
Заключение… ……………………………………………………………………52
Список литературы………………………………………………………………56
Приложения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –– М.: Издательский центр "Академия", 2009. – 208 с.
2. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев / Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология. — Л., 1959. — С. 41–60.
3. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: программа и метод. рекомендации / Н. А. Арапова-Пискарева. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 422 с.
4. Бабкина, М.Н. Мы можем посоветовать / М.Н. Бабкина // Журн. Игра и дети. – 2006. – Т. 32. – № 8. – С. 6–9.
5. Баранник Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 916-919.
6. Башаева, Т. В. Готовим ребёнка к школе, развиваем познавательные способности / Т. В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 234 с.
7. Бекузарова Н.В. Учимся играя. – Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. -136с.
8. Белоус, Н.Г. Особенности формирования представлений о массе предметов (тяжести) у детей дошкольного возраста / Н.Г. Белоус. – Л., 1976. – 268 с.
9. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с.: ил.
«У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги…».
Поскольку детская игра — явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь. Идея амплификации дошкольного образования, как нельзя лучше сочетается с преимущественной работой на первых порах с познавательным содержанием, поскольку позволяет выстроить спиралевидную систему ознакомления ребенка со свойствами предмета и отношениями между ними. При этом не требуется экстенсивное расширение списка понятий на каждом следующем году обучения.
Например, в раннем возрасте ребенок оперирует несколькими геометрическими фигурами, складывает из них простейшие композиции (из 2 – 3 квадратиков и треугольников складывает башенки, лодочки, бабочку, домик и т. п.), фактически тренируется в наблюдении их качественных признаков и свойств (длин сторон, расположения частей и т. п.);