Развитие вербального общения детей дошкольного возраста с нарушениями речи в игровой деятельности
Введение
Актуальность исследования. С первых дней жизни человек нуждается быть услышанным другим и получить эмоциональный отклик, что является общением, одним из необходимых условий жизнедеятельности. В процессе накопления социального опыта люди овладевают сложной и многогранной деятельностью – общением.
Высокий уровень вербального общения выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость развития вербального общения с самого раннего детства. Зачатки отношений ребенка с другими активно развиваются в дошкольном коллективе, на которых строится дальнейшее развитие личности.
В ряде исследований отмечается, что вербальные умения способствуют психическому развитию дошкольника, влияют на общий уровень его деятельности (Л.С. Выготский, М.И. Лисина). Значение сформированности вербального общения становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, О.П. Пецух, А.Г. Рузская)
Содержание
Введение3
I. Теоретические основы развития вербального общения детей дошкольного возраста с нарушениями речи в игровой деятельности7
1.1. Развитие вербального общения в онтогенезе7
1.2. Особенности вербального общения детей дошкольного возраста с нарушениями речи14
1.3. Влияние игровой деятельности на развитие вербального общения детей с нарушениями речи20
Выводы по I главе34
II. Экспериментальное исследование развития вербального общения детей дошкольного возраста с нарушениями речи в игровой деятельности35
2.1. Организация экспериментального исследования, описание методик35
2.2. Программа развития вербального общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности37
2.3. Обобщение результатов развития вербального общения детей дошкольного возраста с нарушениями речи в игровой деятельности40
Выводы по II главе52
Заключение54
Список использованной литературы56
Приложения61
Список использованной литературы
Анциферова, О.В. Речевая ситуация как основа развития умений в говорении при обучении РКИ: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / О.В. Анциферова – СПб., 2017. – 241 с.
Артамонова, С.В. Преодоление коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами коррекционно-развивающей среды: дис. канд. пед. наук: 13. 00. 03 / С.В. Артамонова – М., 2018. – 196 с.
Арушанова, А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2017. – №5. – С. 51-61.
Арушанова, А.Г. Диалогическое общение детей: обучение и само-научение // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 5. – С. 35-40.
Балабанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. / В.П. Балабанова. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 201 с.
Биркенбил, В.Ф. Язык интонации, мимики, жестов / В.Ф. Биркенбил. -СПб.: Питер, 2017. – 214 с.
Болотова, А. К. Психология коммуникаций / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков. – М.: Высшая школа экономики, 2019. – 288 с.
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / М.: Просвещение, 2016. – С. 160.
Вакуленко, Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград, 2017. – 93 с.
Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студ. деф. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 704 с.
Воронова, А. П. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет. – М.: Детство-Пресс, 2018. – 384 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь – М.: Лабиринт, 2017. – 352 с.
Гаврилушкина, О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду: – 2017, №2, 12-16 с.
Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2018. – 144 с.
Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по ф
Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность [42].
Т.И. Никифорова определила специальную структуру дидактической игры, которая включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры [31]. В логопедической работе дидактическая игра имеет туже самую структуру.
Дидактическая игра имеет определенную структуру независимо от вида [19]:
1. Основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия;
2. Дополнительные компоненты – сюжет, роль.
Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи.