Особенности мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время одной из актуальных проблем специальной педагогики являются вопросы, связанные с особенностями развития мышления детей с общим недоразвитием речи (ОНР), а также с необходимостью организации целенаправленной коррекционной психолого-педагогической и логопедической работы, позволяющей повысить мыслительную деятельность у дошкольников данной категории.
Своевременное выявление детей с общим недоразвитием речи, проведение специального обучения в условиях детского сада позволяют не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить дошкольников с ОНР к обучению в школе. Наиболее важными предпосылками овладения ребенком грамотой являются умения выделять и различать признаки, правильно их называть и включать адекватные словесные обозначения в экспрессивную речь.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования мышления детей с общим недоразвитием речи 7
1.1.Обзор литературных источников по проблеме исследования мышления детей с ОНР 7
1.2. Мышление и его виды 16
1.3. Развитие мыслительных операций в онтогенезе 20
1.4. Особенности формирования мышления детей с ОНР 27
1.5. Клинико-психологическая характеристика детей с ОНР 39
1.6. Краткое резюме по теоретическому обзору литературы 43
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Постановка проблемы, объект, предмет, цели и задачи исследования…………….. 52
2.2. Методы исследования 47
2.3. Характеристика выборки испытуемых …………………………………….
2.4. Результаты исследования и обсуждение…………………………………..
Cписок литературы 48
Cписок литературы
1. Асмолов А.Г., Цветков А.В. О роли символа в формировании саморегуляции психической деятельности у младших школьников с трудностями развития психики// Педагогические науки. М., 2004. – №6. – С.144 – 154.
2. Ахутина Т.В., Матвеева Ю.А., Романова А.А. Применение Луриевского принципа синдромного анализа в обработке данных нейропсихологического обследования детей с отклонениями в развитии// вестн. моск.университета. сер.14. психология. 2012. №2
3. Бакумова С.П., Егорова И. В. Специальное образование. 2014 «Нейропсихологическое исследование неречевых функций детей дошкольного возраста с ОНР»
4. Балашова Е.Ю. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах / Е. Ю. Балашова, М. С. Ковязина – М.: Генезис, 2012. – 300 с.
5. Безрукова, О.А. Междисциплинарный подход к изучению и коррекции системных нарушений речи [Электронный ресурс] / О.А. Безрукова / Актуальные проблемы профилактики и коррекции нарушений письменной речи: сб. ст. междун. науч.-практ. конф., 11 декабря 2007 г. / под общ. ред. В.Н. Скворцова. - СПб.: РГПУ, 2007 // Цитируется по источнику: http://www.fonema.ru/library.php?iq=show&lb_id=263.
6. Вартапетова Г. М., Гимадиева К. А. Дифференцированный подход в коррекции нарушений лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № V4. – 0,3 п. л. – URL: http://ekoncept.ru/2018/186031.htm.
7. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.
8. . Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2016. – С. 1136.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2012. - 352 с.
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии: соч. в 6 т., т.5. М. Педагогика,1983.
11. Глебова Е.В. Особенности мышления неуспевающих младших школьников / Глебова ЕВ//Материалы Ш-ого Международного междисциплинарного конгресса «Нейронаука для медицины и психологии» Судак, 2007, с 47-48
12. Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.И. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. — 2-е изд., СПб.: Питер, 2008. - 80 с.
13. Гольдберг Э., Коста Л.Д. Нейроанатомическая асимметрия и способы переработки информации// Нейропсихология сегодня//под ред. Е.Д.Хомской М.: Изд-во МГУ, 1995.- с.8-14.
14. Гольдстейн М. Как мы познаем. Исследование процессов научного познания / М. Гольдстейн, И.Ф. Гольдстейн. ‒ М.: Знание, 2013. – 259 с.
15. Горячева Т.Г. Методы клинико-психологической диагностики аномалий развития \ Т.Г. Горячева, Д.А. Комолов. – [б.м.] : Издательские решении, 2019. – 190 с.
16. Горячева Т.Г., Нестеренко-Костенко И.В. Влияние нейропсихологической коррекции на учебную деятельность младших школьников// Психология образования в XXI веке: теория и практика.
17. Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников / Вопросы психологии. – 2013. № 2. – С. 52 – 60.
18. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: РПО, 2001.
19. Л.С. Цветкова, А.В. Цветков. Проблема фактора в нейропсихологии детского возраста. Вопросы психологии, 2008, №6, с.57-65
20. Левина Р.Е. К психологии речи в патологических случаях (автономная детская речь) / Р.Е. Левина. – М. : Наука, 2016. – 76 с.
21. Лоскутова Н.А. Упражнения, игры для развития логического мышления /Н.А. Лоскутова // Начальная школа. – 2015. – №4 – с. 80–82.
22. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.– М.: Академический Проект, 2000. – 250 с.
23. Лурия А.Р. и современная психология//под ред Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, Б.В. М.: Изд-во МГУ,1982.
24. Лурия А.Р. Нейропсихологический анализ решения задач / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова – М.: МПСИ, модэк, 2010. – 368 с.
25. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2012. – 156 с.
26. Лурия А.Р. Язык и мышление. А.Р. Лурия. – М. : Педагогика, 2009. – 319 с.
27. Люблинская А.А. Воспитание мышления у детей //Дошкольное воспитание. – 2013. – №12. – С.26-34
28. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2013. – 518 с.
29. Мастюкова Е.М. О состоянии интеллекта у детей с общим недоразвитием речи / Е.М. Мастюкова, Л.А. Белогруд, В.С. Бурова // Дефектология. – 2014. – №1. – С. 41-47.
30. Назаренко В.В. Диагностика детей к школе в зарубежных исследованиях. Современная Зарубежная Психология. № 1 / 2012
этот вывод рассматриваются такие факты, как то, что дети с SLI затрудняются в обработке и запоминании последовательностей более чем из двух слуховых (Tallal & Piercy, 1973), а также зрительных (Stark & Tallal, 1981) стимулов и недостатки программирования и реализации координированных последовательностей движений (Stark & Tallal, 1981). Такие особенности интерпретируется как проявление более общего дефицита в восприятии и продуцировании последовательностей, который отчетливо проявляется и на речевом уровне. Например, в выраженных затруднениях детей с речевым недоразвитием в воспроизведении звуковых и слоговых рядов и слов сложной слоговой структуры (Маркова, 1969; Лалаева, 1988; Panagos, Prelock, 1982; Bishop, 1992 и др.). Плохая обработка последовательно поступающей информации мешает также полноценному пониманию речи.