Развитие словарного запаса детей с нарушениями речи с использованием логоритмики

Скачать дипломную работу, в которой исследуется развитие словарного запаса детей с нарушениями речи с использованием логоритмики
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.11.2023
Объем файла
147 Кб
Количество страниц
54
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В современном мире новых инновационных технологий и новых требований в воспитании и обучении подрастающего поколения перед обществом стоит одна из главных задач: воспитание нового и современного человека, способного овладеть этими технологиями, совершенствоваться, передавать практики и теоретические знания, опыт другим.
Начальным и важным звеном в воспитании такого человека является дошкольное учреждение. Одной из самых важных и сложных задач является развитие речи ребенка, устранение ее недостатков.
В Законе Республики Казахстан «О социальной  и медико - педагогический поддержке детей с ограниченными возможностями» отмечается, что «Одной из основных задач социальной  и медико - педагогической коррекционной поддержки является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями» [1, с. 28].
В стратегии развития Республики Казахстан на период до 2030 года одним из основных приоритетов определено образование детей, защита их прав и интересов. В Республике Казахстан процесс обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии, число которых с каждым годом увеличивается, базируется на принципах Конвенции  ООН «О правах ребенка» 2.
Нарушения речи  может быть различно: это касается и фонематического строя речи, и ограниченности словарного запаса, и нарушение грамматического строя. Речевые отклонения могут иметь разное происхождение, различную тяжесть нарушения; дети могут иметь неодинаковые компенсаторные возможности, которые зависят от степени выраженности дефекта, от их индивидуальных особенностей. Поэтому перед педагогами стоит задача, как наиболее эффективно подойти к решению коррекционных задач, способствующих преодолению нарушений речи у дошкольников, использование различных методик, а также выбор методов и приемов, которые помогут включить ребенка в процесс обучения.
В последнее время усилился интерес к проблеме изучения речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса, что свидетельствует об ее актуальности для теории и практики обучения и воспитания дошкольников.

Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты развития словарного запаса детей с нарушениями речи 6
1.1 Проблемы развития словарного запаса у детей с нарушениями речи в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Понятие «логоритмика» и ее роль в развитии речи детей с нарушениями речи 10
2 Методические основы развития словарного запаса детей с нарушениями речи с использованием логоритмики 20
2.1 Методика проведения логоритмических занятий с детьми с нарушениями речи 20
2.2 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 24
Заключение 42
Список используемой литературы 44
 

Список использованной литературы:
1 Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года N 343 www.adilet.zan.kz
2 Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II «О правах ребенка в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.07.2007 г.). www.adilet.zan.kz
3 Воронова А.Е., Логоритмика для детей 5-7 лет. 2- изд., перераб.- М. ТЦ Сфера. 2016. – 64 с.
4 Аркин Е.А.: автореф. дис. канд. пед. наук: - М., 2011. – 26 с.
5 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» (формирование лексики и грамматического строя) - СПб.: 160 с.
6 Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. «Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов. Гуманитарный издательский центр Владос; Москва; 2011. – 285 с.
7 ТкаченкоТ.А.«Формирование лексико - грамматических представлений»: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. -М.: Гном и Д, 2003. – 17 с.
8 Тихеева Е.И. Наглядные методы ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников: практ. пособие для студентов пед. специальностей учреждений высш. Образования / сост. Т. Г. Коледа, Барановичи : РИО БарГУ, 2014. — 93 с.
9 Волкова Г.А «Логопедическая ритмика»: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений-- М: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. - 272 с.
10 Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений.М: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. - 272 с.
11 Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред.Г.А.Волковой. СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.
12 Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (Методические разработки к проведению коррекционных занятий). — СПб: РГПУ им. Герцена, издательство «Сайма»,2010. - 45с.
13 Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заве

На заключительную часть занятия отводится 5-7 минут. В нее входят игры на развитие мимических и пантомимических движений у детей, подвижныеигры, игры-драматизации с речевым сопровождением, музыкальные игры-драматизации.
Упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения выполняются под речевое или музыкальное сопровождение, движения пальцев соответствуют тексту или сильной доле музыки. Например, упражнение «Цветок». («Шевелились у цветка» - основания кистей прижаты, пальчики медленно  и хаотично двигаются; «Все четыре лепестка» - одноименные пальцы поочередно соединяются; «Я сорвать его хотел» - сгибание и разгибание кулачков; «Он вспорхнул и улетел» - взмахи кистями).
Упражнения с предметами развивают статическую  и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений и являются сложными для детей раннего возраста. Движения могут выполняться под музыку или под стихотворный текст. Логопед проговаривает речевой материал и показывает движения к нему, разучивание упражнений проводится вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается. Можно использовать разные предметы - палки, ленты, обручи, мячи, платочки. (Например, упражнение «Передай платочек». Дети стоят по кругу. У одного из них в руках платочек. Под сильную долю музыки на 2/4 надо передавать платочек по кругу, поворачиваясь к соседу лицом). Упражнения для развития эмоционально - волевой сферы развивают выразительность  и координацию движений, эмоциональность,  чувство прекрасного, мимическую моторику, выполняются под музыку. Например, упражнение «Бабочки на лугу», муз. сопровождение «Вальс цветов». (Первая часть музыкального сопровождения - под легкую танцевальную мелодию (вальс) дети  изображают полет бабочек по кругу или врассыпную. С окончанием музыки дети останавливаются, логопед выбирает самую красивую бабочку, она становится ведущей. Вторая часть музыки -  все дети выполняют движения этой бабочки.