Устное народное творчество как средство развития речи старших дошкольников
Введение
В последнее время в связи с обострением народного самосознания все больше возрастает интерес к корням, культуре нашего народа - всему тому, что характеризует его самобытность. Детям необходимо прививать любовь, уважение и интерес к богатейшей фольклорной традиции русского народа. Во многом это определяется тем, что именно в детстве возможно глубокое погружение в истоки народной культуры. К сожалению, ни для кого не секрет, что современные дети мало знакомы с устным народным творчеством.
Раннее детство - это фундамент общего развития ребенка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья, интеллекта. Главным событием в интеллектуальном развитии ребенка считается овладение речью, так как именно через речь ребенок познает мир, и именно с помощью речи у него развиваются все психические процессы; память, внимание, воображение и мышление. Необходимо позаботиться о полноценном формировании речи с раннего детства, что бы ребенок сумел в будущем преодолеть трудности с ожидающими его сложными задачами.
Устное народное творчество - это особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. С самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности позволяет устное народное творчество, которое таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Фольклор - это не только возможность прикоснуться к истории, но и способ доступной веселой формы развития и воспитания ребенка.
Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества 8
1.1 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Возможности использования произведений устного народного творчества в работе с детьми старшего дошкольного возраста 14
1.3 Организационно-педагогические условия развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества 20
Выводы по главе 1…………………………………………………………….26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по н развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества 29
2.1. Исследование уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 29
2.2. Реализация организационно-педагогических условий развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества (формирующий эксперимент) 36
2.3. Повторное исследование уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества (контрольный эксперимент) 50
Выводы по главе 2…………….……………………………………………….56
Заключение 60
Список литературы………………………………………………………………66
Список литературы
Алексеева Н.В. Методологическое сопровождение деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по приобщению дошкольников к фольклору / Н.В. Алексеева, Л.В. Градусова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2. - С. 263-264.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи: методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 296 с.
Архипенко Я.Р. Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников / Я.Р. Архипенко // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 3. - С. 1-4.
Багичева Н.В. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве: методическое пособие для негосударственных ДОО / Н.В. Багичева, А.С. Демышева, М.Л. Кусова, Д.О. Иваненко; ФГБОУ ВО «Урал. Гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2015. - 150 с.
Бацких А.В. Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка дошкольного возраста / А.В. Бацких // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 8. - С. 19-24.
Бельдиян В.М. Культура русской речи / В.М. Бельдиян, Е.В. Федяева. - М.: Академия, 2016. - 524 с.
Березовская Т.Н. Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО / Т.Н. Березовская // Совушка. - 2017. - № 4 (10). - С. 99-114.
Бойко И.Н. Устное народное творчество как средство формирования развитие речи у детей старшего дошкольного возраста / И.Н. Бойко // Гуманитраное пространство. - 2015. - № 1 (4). - С. 5-11.
Борзилова Л.Н. Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования / Л.Н. Борзилова // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. - С. 28-30.
Бородич А.М. Мето
Воспитание речи у дошкольников, по утверждению Т.Б. Филичевой, является необходимым условием полноценного развития личности. Достаточно большое количество детей страдает нарушением звукопроизношения, причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с проблемами восприятия фонем. Научные исследования и практический опыт доказывают, что устранять дефекты звукопроизношения необходимо уже в среднем дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно-психический статус ребенка обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушаются условия для дальнейшего полноценного развития личности. Помочь педагогам дошкольных образовательных учреждений в формировании звуковой культуры речи детей может использование устного народного творчества - как на занятиях, так и вне их.