Педагогические условия формирования универсальных учебных действий младших школьников
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества произошло изменение целевых установок в определении образовательных результатов учащихся. Цели образования перестали выступать в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть обучающийся, и явились в виде характеристик сформированности его личностных, познавательных, коммуникативных способностей, что обусловлено задачами формирования успешной конкурентоспособной личности. К некоторым критериям успешности в современной науке и практике относят умение самостоятельно учиться и способность выстраивать отношения с другими людьми. Такой подход к обучению в общеобразовательной школе требует пересмотра структуры построения учебного материала и методики его преподавания: от передачи готовых знаний к деятельностному методу обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определил принципиальные изменения в содержании образования, мышлении учителя, целенаправленном формировании ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности. Новая идеология образования заключается в том, что современная школа должна воспитать человека, который будет готов учиться и приобретать новые умения на протяжении всей жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий обучающихся в образовательном пространстве начальной школы……………………………………………………………………….…. 7
1.1. Состояние проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности в педагогической теории и практике начального образования …………………………………………… 7
1.2. Характеристика структуры и содержания универсальных учебных действий младших школьников………………………………………………. 16
1.3. Обоснование педагогических условий формирования универсальных учебных действий младших школьников …………………………………... 24
Выводы по первой главе…………………………………………………….. 34
Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию универсальных учебных действий младших школьников ……………... 39
2.1.Критерии и уровни сформированности универсальных учебных действий младших школьников …………………………………………………………. 38
2.2. Значеник универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной школе………………………………………………………………… 44
Выводы по второй главе……………………………………………..………. 45
Заключение…………………………………………………………………..… 47
Список использованных источников………………………………….…... 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Амонашвили, Ш.А. Школа жизни [Текст]/Ш.А. Амонашвили.-М.,1984.
Андреева, И. В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / И.В. Андреева // Образование: инновации и эксперимент.-2019. -№ 2.- С. 21-24.
Анохина, Г.М. Дидактические условия развития личности в системе школьного естественнонаучного образования: автореф. дисс. докт. пед. наук [Текст] / Г.М. Анохина. – М., 2020. – 55 с.
Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / А.Г. Асмолов. – М., 2015. – 104 с.
Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогических технологий [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2012. – 192 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб., 2018. – 398 с.
Божович, Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка [Текст] / Е.Д. Божович. – М.: МПСИ, 2011. – 226 с.
Борытко, Н.М. Современный урок: система, процесс, деятельность [Текст] / Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2020. – 128 с.
Бурменская, Г.В. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 1(5). – С. 104–110.
Виноградова, Н.Ф. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и их оценка [Текст] / Н.Ф. Виноградова// Начальное образование. – М.: Русский журнал, 2019. – № 2.
Володарская, И.А., Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Карабанова, О.А. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе [Текст] / И.А. Володарская, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабонова // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1 (5). – С. 104-110.
Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная си
В научно-методической литературе проблема познавательного развития ребенка в учебной деятельности освещается многопланово и включает в себя разнообразные аспекты. В составе познавательных универсальных учебных действий они выделяют: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия включают: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободную ориентацию и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватную оценку языка средств массовой информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); постановку и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.