Оценка сформированности уровня экологической воспитанности младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день влияние общества всё больше направлено на окружающую среду, в связи с этим немалую роль начинает играть воспитание в человеке экологической культуры. Исходя из наблюдений, можно сказать, что очень большой процент населения не только не имеет абсолютно никаких знаний и навыков о состоянии и сохранении окружающей среды, но и мало, кто хотя бы старается приобрести эти знания, умения и навыки для улучшения экологического состояния планеты э. Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж.Руссо (1762 год), Г.Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф.Дистерверг (1832г.). Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861,1864 гг.). 54 Важнейшей задачей современного общества, в сложившейся ситуации, когда воздействие человека на природу стало одной из актуальных проблем, является экологическое воспитание школьников, в особенности младших, так как именно в этом возрасте формируется представление об окружающем мире, создаётся первичный уровень экологической воспитанности и базовые понятия о путях решения данной проблемы. Существует проект Федерального закона "Об экологической культуре", в нём делается акцент на то, что в младшем школьном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического образования младших школьников является воспитание экологической культуры, то есть работа на взаимодействие с природными объектами на основе имеющихся навыков; понимание детьми элементарных взаимосвязей природной среды и особенностей взаимодействия человека с ней. Формирование первоначальных основ экологического воспитания у детей младшего школьного возраста требует включения определённых условий, методов и форм работы. А именно, определённых условий, которые необходимы для постоянного общения детей с природными объектами. В исследованиях психологов и педагогов (например, в работах В.В. Давыдова, А.А. Плешакова) выявлено, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями в природе. Эти представления успешно развиваются у учеников в курсе "Ознакомление с окружающим миром". Однако наиболее полное развитие они должны получать в курсе "Окружающий мир".
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ -
1. Теоретические основы.
1.1. Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях ФГОС.
2. Опытно-экспериментальная работа по организации образования младших школьников.
2.1. Констатирующий этап.
2.2. Формирующий этап.
2.3. Контрольный этап.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Список использованных источников
Виноградова воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990.
Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2012. -№4. С.3.
Григорьева Е. В. Внеучебная деятельность учащихся по ознакомлению с окружающим миром / Е. В. Григорьева // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 103-105.
Клепинина З.А, Аквилева Г.Н. Методика преподавания Окружающего мира.
Логовеева Г.П. «Экологическое воспитание первоклассников».//Начальная школа.-1989.-№5.-С.30.
Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар», 1996. – 128 с.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир. 2 класс». В 2 частях – 2012.
У младших школьников отношение к природе, в первую очередь, проявляется в познавательной сфере. Этому способствуют два фактора. Во-первых, большинство учеников начальных классов ещё увлечены самим процессом познания: им интересно узнавать что-то новое. Во-вторых, приобретенное умение читать. У младших школьников возникает возможность самостоятельно получать ответы на свои вопросы. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Особое место в программе отводится проектной деятельности. Проект для школьников - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально раскрывая свой потенциал. Это деятельность, позволяющая проявить себя, испытать свои силы, применить свои знания, дать пользу и показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели. В рамках педагогической практики не удалось провести проект, но я положила начало на разработку проекта к следующему учебному году. Проект будет направлен на ознакомление учеников с экологическими проблемами, в частности пагубно влияющие на Саратовскую область. Задача детей: увидеть факторы, которые действительно вредят природе и предположить пути выхода из данной проблемы. В рамках проекта детям будет продемонстрирована Красная книга, ознакомление с которой нужно для того, чтобы дети узнали, какие растения и животные попали под угрозу вымирания, к каким нужно относиться бережно; детям будет представлена презентация с подробным описанием глобальных проблем; будет осуществлена высадка саженцев с целью озеленения, а также выход на субботник.