Социокультурное воспитание дошкольников через приобщение к музыкальному фольклору
Введение
Актуальность темы исследования
Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «я», эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а так же социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного воспитания. Основным приоритетом сегодня выступает личностно - ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Эти задачи связаны с необходимостью педагогической помощи подрастающему поколению в поисках своего достойного места в новой общественной среде, формирования у детей общественно одобряемого поведения в духе демократических ценностей и норм. Следовательно, одной из основных задач воспитательного процесса является становление и развитие личности ребёнка как субъекта общественных межличностных отношений.
Народная музыка впитывается нами с молоком матери: укачивая младенца, мать напевает колыбельную; одевая его на прогулку или уговаривая съесть ложку каши - припевает потешку. Далее, поступая в детский сад, ребёнок так же слышит вокруг себя певучий русский фольклор. Его произведения доступны и понятны, имеют глубинные корни, связывающие современность и прошлое.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социокультурного воспитания детей к дошкольному учреждению 6
1.1 Понятия «социализация», «культура» и «воспитание» - сущность и взаимосвязь 6
1.2 Фольклор, значение и его происхождение 13
1.3 Музыкальный фольклор как средство социокультурного воспитания дошкольников 25
Глава 2. Использование музыкального фольклора в процессе формирования социокультурного воспитания у детей дошкольного возраста 31
2.1 Возможность использования фольклора в ходе психофизического развития детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах 31
2.2 Содержание музыкальных занятий в ДОУ с использованием музыкального фольклора 36
Заключение 45
Список литературы 48
Список литературы
Аникин В. П. Русское народное поэтическое творчество. - Ленинград: Просвещение, 1987. - 347 с.
Большая Российская энциклопедия: в 30 т. /Отв. Ред. С.Л. Кравец, председатель науч. - ред. Совета Ю.С. Осипов Т. 1. А - Анкетирование. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. - 766с.
Виноградов Г. С. Детский фольклор. (Публ. А. Н. Мартыновой) // Из истории русской фольклористики / Отв. ред. А. А. Горелов. — Л., 1978. - с. 158-188.
Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - с. 12 - 16.
Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников //Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. - с. 21 - 28
Запорожец А.В. и его научная школа //Дошкольное воспитание. - 2001. - №2. - с. 49 - 58.
Комаровой Т. С. Народное творчество в воспитании. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 183 с.
Капица О. И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. — Л., 1928.
Капица О. И. Детский народный календарь. (Вступление и подгот. публикации Ф. С. Капицы) // Поэзия и обряд: Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. Б. П. Кирдан. - М., 1989. - С. 127-146. (Публикация архивных материалов).
Краткий словарь современных понятий и терминов. - 2-е изд. / авт. Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова, В. А. Макаренко, Л. Д. Петрова, С. Н. Табунов. Сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. - М.: Республика, 1995. - 510 с.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 79 с.
Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985. - 271с.
Назарова Л.Д. Фольклорная арт - терапия. - СПб.: Речь. - 2002. - 240 с.
Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. - М.: LINKA - PRESS, 2000. - 222 с.
Науменко Г.М. Жаворонушки, выпуск 3. - М.: Советский композитор, 1984. - 94с.
Науменко Г.М. Жаворонушки, выпуск 4. - М.: Советский композитор, 1986. - 101 с.
Педагогиче
Важнейшей жанровой особенностью частушек является диалогичность, определяющая композицию и особенности исполнения. Частушка легко и быстро осваивает меняющуюся историческую действительность, преобразования в социально-культурной жизни, в хозяйстве и в быту. Как и песня, частушка широко использует изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры, метонимии, гиперболы, литоты и пр.). В кон. 20 в. частушки стали заменять песни в некоторых традиционных обрядах (свадебных, календарных и др.). Обрядовая поэзия (словесная, словесно-музыкальная, словесно-акцио-нальная) неотделима от приуроченного к ней конкретного обряда. При этом она может служить своеобразным пояснением, комментарием к обрядовому действию, быть формой воплощения обрядового переживания, передавать обрядовую семантику.