Формирование представлений о геометрических фигурах у дошкольников через развивающие игры
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является формирование у детей элементарных математических представлений, умений и навыков, а также всестороннее развитие детей. Формирование у детей математических представлений, ознакомление с геометрическими фигурами и формами предметов - одна из задач математического развития детей дошкольного возраста. В исследованиях современных отечественных и зарубежных психологов и педагогов (В. В. Давыдов, В. В. Данилов, А. А. Столяр, А. М. и др.) подчёркивается необходимость обучения детей обобщённым приемам и способам анализа окружающей действительности по форме. Теория и методика формирования математических представлений у детей, отражена в работах: Т.С. Будько, Л.Н. Габеевой, А.М. Пышкало, Д.Д. Рыбдаловой, Е.И. Щербаковой и других. Разработана система занимательных задач и дидактических игр-развлечений, которые направлены, на формирование математических, в том числе, представлений о геометрических фигурах у дошкольников. Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста лежит в основе развития познавательных способностей и играет важную роль в развитии личности. Дети усваивают название геометрических фигур, устанавливают количественные и пространственные отношения, сравнивают предметы по величине и постепенно овладевают моделирующей деятельностью. В данном аспекте требуется дальнейшее изучение формирования математических представлений детей дошкольного возраста. Вышесказанное определило тему выпускной квалификационной работы – «Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста».
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактической игры при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников………………………………………………………... 5
1.1. Проблема развития математических представлений дошкольников в психолого-педагогической литературе………………………………………. 5
1.2. Использование дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у дошкольников……………. 11
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….. 13
2.1 Выявление знаний дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета…………………………………………………………………………. 13
2.2 Методическая работа по формированию у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов на основе дидактических игр……………………………………………………………….. 17
2.3. Описание контрольного этапа экспериментальной работы……………… 21
Заключение……………………………………………………………………… 23
Список литературы………………………………………………………………. 24
Список литературы
1. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - - 1992.
2. Парамонова А.А. Подготовка детей к школе.
3. Леушина А.Н. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - 1974.
4. 4.Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников.- 1980.
5. Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного возраста. - 1996.
6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под. ред. Л.А. Венгера.. - 1978.
7. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры. - . - 1966.
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.- 2002.
9. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - .-1988.
10. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - -1987.
11. Сакулина Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка. - М. - 1968.
12. Прессман А.А. О роли предметного действия в формировании зрительного образа у ребенка. - Ленинград - 1968.
13. Якобсон С.Г. К вопросу о развитии восприятия формы. - М.-1974.
14. Гилевская Т.О. Развитие движений руки при осязании у детей дошкольного возраста. - М.- Ленинград. - 1965.
15. Поддъяков Н.Н. Формирование у дошкольников способности наглядно-предметного перемещения предметов в пространстве. - М.- 1963.
16. Поддъяков Н.Н., Ф.А. Сокина Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М. - 1988.
17. Метлина Л.С. Математика в детском саду. -1984.
18. Воспитание детей в игре под. ред. Д.В. Менджерицкой. -1979.
19. Бабунова Т.М. К вопросу о воспитании умственной активности детей дошкольного возраста в дидактических играх. В книге Вопросы дошкольной педагогики. - 1975.
20. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. 1985.
21. Журнал Дошкольное воспитание №12 1998. стр. 9-10. Статья Соловьева Е.
22. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях составитель Данилова В.В. 1987.
23. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. 1985.
24. Журнал Дошкольное воспитание №10 1989.Сулина И., Серова З., Михайлова З. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов. С. 20.
25. Журнал Дошкольное воспитание №12 1996. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений. А.Н. Давидчук.
26. Журнал Дошкольное воспитание №2 1996. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике Ерофеева Т. С.17
27. Журнал Дошкольное воспитание №9 1998. "Современные подходы к обучению дошкольников математике Г. Корнеева. С.46-49.
28. Журнал Дошкольное воспитание №3 2000. Знакомство детей с геометрическими фигурами.
29. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. 1984.
30. Волокитина М.Н. Особенности восприятия и изображения плоскостных фигур в дошкольном возрасте. - -1970.
31. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. 1990.
Констатирующий эксперимент показал, что к началу обучения уровень развития детей обеих групп был примерно одинаковым. С нашей точки зрения задания №1 и № 2 не вызывали у детей затруднений, т.к. воспитатели часто обращаются к выполнению таких заданий на математических занятиях. Самым лёгким для детей обеих групп оказались ответы на вопросы: «Назови все геометрические фигуры? Покажи большую и маленькую геометрическую фигуру?». Трудными оказались следующие задания «Раскрась только те детали, из которых состоит квадрат». С ним справились 40% детей экспериментальной группы и 70% детей контрольной группы. Дети, получившие 0 баллов, не смогли приступить к выполнению задания вообще. Задание № 6 «Какой кубик можно склеить из этой нарисованной заготовки?» оказалось максимально сложным для детей экспериментальной группы, 60% детей не смогли выполнить задание, 30% детей контрольной группы не справились с выполнением этого задания, 45% детей обеих групп выполнили задание с помощью воспитателя. Вывод: результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство детей в обеих группах находится на среднем уровне представлений о геометрических фигурах и форме предмета