Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Скачать курсовую работу, в которой исследуется профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
23.11.2023
Объем файла
75 Кб
Количество страниц
30
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи, является ранний возраст. Это период интенсивного развития организма, сензитивный период в развитии психических процессов, всех сторон речи. В это время развивается эмоциональная сфера, моторные и сенсорные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, закладываются личностные особенности, развивается речь. В настоящее время отмечается увеличение числа детей с различными вариантами перинатального поражения центральной нервной системы, одним из отсроченных последствий данного нарушения является задержка речевого развития. Физиологи, психофизиологи, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми речью на ранних этапах развития (А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин и др.) Речь формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П.К.Анохин, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко и др.) [4] Но, как известно, правильная речь – это одно из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка. Что нужно сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно?  Специалисты разных сфер знаний ищут ответы на этот вопрос. Логопедами, психологами, лингвистами, дефектологами, физиологами и др. предложены различные гипотезы, найдено множество важных фактов для объяснения механизмов формирования речи. Решение данных задач очень тесно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в психическом, физическом и речевом развитии детей. Современные ученые активно разрабатывают алгоритмы профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников педагогическими средствами. В практике оказания необходимой логопедической помощи ведется работа по развитию речевой направленности детской деятельности, по предупреждению и преодолению низкого уровня речевого развития детей с самого раннего возраста. К фундаментальным и прикладным задачам технологий речевого развития относятся: изучение процессов овладения детьми родной речью, языком, речевым общением; изучение онтогенеза детской речи, этапов и закономерностей речевого развития ребенка; применение традиционных методов и разработка инновационных коррекционных технологий речевого развития.

 

Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………...6
1.1 Этапы формирования речи и закономерности речевого развития детей раннего возраста……………………………………………………………6
1.2 Факторы риска возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста…………………………………………………………………………...11
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА………………………………………………………….15
2.1 Проблема ранней диагностики речевых нарушений и своевременной логопедической помощи ………………………………......................................15
2.2 Направления профилактической и развивающей логопедической работы с детьми раннего возраста ……………………………………………...20
Заключение ……………………………………………………………….29
Библиографический список ……………………………………………...31

Библиографический список

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие / Алексеева М.М., Яшина В.И.  — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Алексеенко, С. Н. Профилактика заболеваний: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Н. Алексеенко, Е. В. Дробот. — Москва: Издательский дом Академия естествознания, 2015. — 449 c. — Текст: непосредственный.

3. Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С. Ю. Бенилова, Р. Л. Давидович, Н. В. Микляева. — Москва: Парадигма, 2012. — 312 c. — Текст: непосредственный.

4. Бенилова, С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович. — М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2017. – 536 с.

5. Бродская, Ю. В. К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста / Ю. В. Бродская // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 1(4). - С. 27-31.

6. Белякова, Л.И. Заикание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия" / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - Москва, 1998. - 301 с.

7.      Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — Москва: AПН РСФСР, 1961. — 471 c. — Текст: непосредственный.

8.   Гирилюк, Т. Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: специальность 13.00.03 «Коррекционная педагогика (логопедия)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гирилюк Т. Н.; УГПУ. — Екатеринбург, 2007. — 30 c. — Текст: непосредственный.

9. Заваденко, Н. Н. Отставание развития речи в практике педиатра и детского невролога / Н. Н. Заваденко. — Текст: непосредственный // Вопросы современной педиатрии. — 2015. — № 14. — С. 132-139.

10. Курганская, Л.М. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие / Л. М. Курганская, Л. В. Серых; Белгородский гос. ун-т. - Белгород: Константа, 2006. - 262

11.  Кударинова, А.С. Роль логопедической диагностики в формировании правильной речи // А.С. Кударинова// Фундаментальные исследования. - 2014. - №9–4. -  С. 859–862.

12. Карелина И.Б. Комплексная абилитация неговорящих детей раннего возраста: – Монография. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. –156 с.

13. Кукина, И. В. Ранняя коррекционно-развивающая помощь детям с задержкой психоречевого развития: специальность 44.04.03 «специальное (дефектологическое) образование»: автореферат диссертации на соискание ученой степени магистра / Кукина И.В.; МГПУ. — Москва, 2019. — 35 c. — Текст: непосредственный.

14. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006.

 15. Ланина, Т. Н. Логопедические занятия с малышами / Т. Н. Ланина // Логопед в детском саду. – 2013. – № 1. – С. 5–12.

16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

17. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: СОЮЗ, 2001. — 218 с.

18. Левина, Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей / Р. Е. Левина. — Текст: непосредственный // Дефектология. — 1975. — № 2. — С. 12.

19. Митрофанова, А. Е.  Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей раннего возраста.  / А. Е. Митрофанова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики. — Москва: Молодой ученый, 2017. — С. 198.

20. Никоненко, З.А. Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста: учебно – методическое пособие /З.А. Никоненко, О.А. Чебан, О.Б. Бендер. - Тирасполь. Изд. Приднестр.ун-та, 2021. - 236с.

21. Нестерова, Ю. В.  Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей "группы риска" младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / Ю. В. Нестерова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27. — С. 268-270.

22. Поваляева, Г. А. Учебное пособие: Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Г. А. Поваляева. — Абакан:, 2015. — 55 c. — Текст: непосредственный.

23. Полянская, Е. Н. Психологическая готовность к школе в общеобразовательных и логопедических группах / Е. Н. Полянская // Психология обучения. — 2014. — № 1. — С. 35-45.

24. Столярова, Е. С. К проблеме профилактики нарушений речи в раннем возрасте в условиях детского сада / Е. С. Столярова. — Текст: непосредственный // Сборник трудов конференции. — 2017. — № . — С. 89-91.

25. Сычева, И. А. Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста / И. А. Сычева. — Текст: непосредственный // интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. — Челябинск:, 2019. — С. 297- 300.

26.    Теймурова, Г. И. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста с помощью игр / Г. И. Теймурова. — Текст: непосредственный // инновации. Наука. Образование. — 2022. — № 50. — С. 249-253.

27.   Филатова, Е. Ю. Стимуляция речевого развития в раннем возрасте / Е. Ю. Филатова. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. — Саратов: Саратовский источник, 2019. — С. 262-265.

28.   Эмиргамзаева, р. С. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / р. С. Эмиргамзаева. — Текст: непосредственный // дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. — 2016. — № 2. — С. 130-133.

29.  Ягунова, К. В. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста / К. В. Ягунова. — Текст: непосредственный // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2018. — № 6. — С. 23-30.

Интернет ресурсы

30. Основные этапы в развитии детской речи. — Текст: электронный // Дефектология Проф: [сайт]. — URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osnovnyie_etapyi_v_razvitii_detskoj_rechi/ (дата обращения: 20.02.2022).

31. Этапы формирования речи ребенка. — Текст: электронный // SuperInf.ru Информационные материалы для студентов: [сайт]. — URL: https://superinf.ru/view_article.php?id=75 (дата обращения: 24.01.2022).

Это позитивные и негативные факторы жизни семьи. Одно из главных особенностей- эмоциональный фактор. Ребенок в первые годы своей жизни полностью зависит от людей его окружающих. Главным для ребенка является связь с матерью. Данная связь носит двусторонний характер, т.е. протекает по типу взаимодействия; при этом очень ранние контакты между матерью и новорожденным играют чрезвычайно важную роль, закладывая первоначальную основу связи между ними в дальнейшем [3] Н.С. Пангина в своем исследовании «О влиянии типов семейного воспитания и особенностей воспитательных воздействий на развитие ребенка раннего возраста», разделила детей на три группы по уровню их развития. Группу с высоким уровнем развития составили дети с гибким типом воспитания, у которых уровень сформированности импрессивной и экспрессивной речи соответствовал возрасту.