Логопедическая работа по устранению гипертонусной дисфонии у детей.
Введение.
Я считаю, что изучаемая мною тема актуальна в наше время, ведь большинство детей страдает такой патологией, ведь в наше время бешеный ритм жизни. Очень много детей с нервными травмами, родители мало времени могут уделить детям, дети замыкаются. Взрослые самостоятельно не могут научить детей правильному голосообразованию, правильному диафрагмальному дыханию, хорошо, что есть логопеды, которые помогают выявить и корректировать данную проблему. Так же причинами является перенапряжение голосовых мышц на что влияет большое перенапряжение голоса. Предметом моей курсовой работы является нарушение голоса при гипертонусной дисфонии, объект-ребёнок страдающий гипертонусной дисфонией. Цель курсовой работы-определить тактику работы логопеда для устранения гипертонусной дисфонии у детей. Задачи моей курсовой работы- изучение теоритического материала на эту тему, познакомиться с методами обследования детей с данной проблемой, методами коррекции и профилактики.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ГИПЕРТОНУСНОЙ ДИСФОНИИ У ДЕТЕЙ...........................….………………………………………………….......4
1.1. Онтогенез развития речи у детей………………………………..………4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с гипертонусной дисфонией…………………………………………………………………..........8
1.3. Нарушения при гипертонусной дисфонии……………………………. 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей с дисфонией………………………………… …………………………………… 18
2.2. Методики выявления……………………………………………...……. 23
ГЛАВА 3 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ГИПЕРТОНУСНОЙ ДИСФОНИИ У ДЕТЕЙ……………………………. 27
3.1. Коррекция гипертонусной дисфонии………………………………….. 27
3.2. Содержание логопедической работы по устранению дисфонии………………………………………………………………………....31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие. М., 2005. 192 с.
2. Василенко Ю. С. Голос: фониатрич. аспекты. М., 2013. 394 с.
3. Василенко Ю. С., Орлова О. С., Уланов С. Е. Нарушение голоса в период мутации: особенности фонопедич. работ: метод. рекомендации. М., 1984. 112 с.
4. Вильсон В. Д. Нарушения голоса у детей. М., 1990. 446 с.
5. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: кн. для логопеда. М., 1996. 143 с.
6. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособие. М., 2007. 144 с.
7. Лаврова Е. В. Нарушения голоса: учеб. пособие. М., 2006. 128 с.
8. Логопедия: учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 2008. 677 с.
9. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов пед. вузов: в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. М., 2003. Кн. I, ч. 1. 224 с.
10. Орлова О. С. Детский голос в норме и патологии: пособие для врачей. М., 2002. 216 с.
11. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей: учеб. -метод. пособие. М., 2005. 125 с.
12. Орлова О. С., Радциг Е. Ю. Нарушения голоса у детей и подростков // Болезни уха, горла, носа в детском возрасте: нац. рук. / под ред.
В. Р. Богомильского. М., 2008. С. 800-817.
13. Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: кн. для логопеда. М., 1984. 112 с.
14. Тонкова-Ямпольская P. B. Формирование второй сигнальной системы у детей. М., 1970. 23 с.
15. Фониатрия и фонопедия / Л. Б. Дмитриев [и др.]. М., 1990. 270 с.
Для оценки голоса человека нужно знать основные характеристики нормального голоса. Нормальный голос должен быть приятным на слух, обладать балансом ротового и носового резонанса, быть достаточно громким, основная частота речи привычная, основная высота тона должна соответствовать возрасту, размерам тела и полу, должны не нарушатся пять Логопед оценивает непроизвольные движения артикуляционного аппарата во время еды (сосание, снятие пищи с ложки, питье из чашки, откусывание, жевание, глотание). Выясняются особенности нарушения акта приема пищи у ребенка: отсутствие или затруднение жевания твердой пищи и откусывания от куска; захлебывание при глотании. Особое внимание обращается на состояние произвольной артикуляционной моторики. При проверке подвижности органов артикуляции ребенку предлагают различные задания по подражанию основных характеристик нормального голоса. При анализе состояния подвижности речевых мышц обращается внимание на возможность выполнения артикуляционных позиций, их удержания и переключения. При этом отмечаются не только основные характеристики артикуляционных движений (объем, амплитуда, темп, плавность и скорость переключения), но и точность, соразмерность выполнения движений, их истощаемость. Особенно подробно логопед оценивает объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный); отмечается даже незначительное снижение амплитуды артикуляционных движений языка. У некоторых детей с ярко выраженными Рече двигательными синдромами иногда не удается даже пассивно вывести язык из полости рта. Проверяется возможность произвольного высовывания языка, боковых отведений, облизывания губ, удержания широким, распластанным, верхнего подъема, и т. д. Оценивается степень и граница глоточного рефлекса (повышение или понижение).