Алгоритмические схемы как средство формирования умения рисований птиц детьми старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к структуре примерных образовательных программ, которые должны включать область художественно-эстетического развития ребенка. Данная область предусматривает формирование у ребенка дошкольного возраста изобразительных умений. [10, с. 15] Изобразительная деятельность - важнейшее средство эстетического воспитания. Это подчеркивали многие художники, искусствоведы, философы, педагоги, психологи, ученые. В системе художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию. Особенности умственного и эстетического развития детей были раскрыты в трудах Василия Васильевича Давыдова, Александра Владимировича Запорожца, Владимира Товиевича Кудрявцева, Николая Николаевича Поддьякова, Нины Павловны Сакулиной, Натальи Алексеевны Ветлугиной. Установлено, что у ребёнка формируются обобщённые способы при изображении образа, умения анализа, сравнения, способность самостоятельно решать учебные и творческие задачи. В системе художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию. Нина Павловна Сакулина утверждала, что в процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РИСОВАНИЯ ПТИЦ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………..9
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования изобразительных умений у старших дошкольников в рисовании птиц……….9
1.2 Особенности формирования изобразительных умений…………………14
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста………19
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ СХЕМ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РИСОВАНИЯ ПТИЦ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………..27
2.1 Обучение дошкольников рисованию птиц……………………………….27
2.2 Использование алгоритмических схем для формирования изобразительных умений у старших дошкольников в рисовании птиц ………………………….34
2.3 Практическое исследование………………………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………51
ПРИЛОЖЕНИЕ А Изображение птицы без шеи………………………………..53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Изображение птицы с шеей…………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЕ В Изображение птицы по схеме………………………………55
ПРИЛОЖЕНЕ Г Результаты выполнения диагностического задания№1,№2,№ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты диагностирования на констатирующем этапе……………………………………………………………………………..66
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Диаграмма сформированности изобразительных умений в рисовании птиц у старших дошкольников на констатирующем этапе………………………………………………………………..………………66
ПРИЛОЖНИЕ И Перспективный план работы по формированию изобразительных умений у старших дошкольников в рисовании птиц по алгоритмическим схемам…………………………………………………………67
ПРИЛОЖЕНИЕ К Таблица результатов выполнения диагностического задания № 1, №2, №3………………………………………………………………………..68
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Уровни сформированности умений в рисовании птиц у старших дошкольников…………………………………………………………..79
ПРИЛОЖЕНИЕ М Диаграмма и динамика с формированности изобразительных умений в рисовании птиц на контрольном этапе………………………………………………………………………..…….....80
ПРИЛОЖЕНИЕ Н Результаты констатирующего и контрольного этапов………………………………………………………………………………81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. 2016. – С. 3-1192.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Г.Г. Григорьева,2015. – 344 с. 3.Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника [Текст] / Г.Г. Григорьева, 2015. – 272 с. 4.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В.Давыдов, 2016. – 544 с. 5.Дехтерев Б.А. Познание мира и иллюстрация [Текст],2015.- № 3. – С.56-63.6. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Т.Н.Доронова, 2016. – 192с. 7.Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство [Текст] / Н.М. Зубарева, 2018г.-111с. 8.Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности [Текст] / Е.И. Игнатьев, 2017– 340 с. 9.Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности [Текст]: учебное пособие / Р.Г.Казакова, 2015. – 71 с. 10.Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст] / Т.Г. Казакова, 2016. – 112с. 11.Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] / Т.Г. Казакова, 2016. – 192 с.12.Комарова Т.С. Дети в мире творчества [Текст] / Т.С. Комарова, 2015. – 158 с.13.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т.С. Комарова, 2019. – 205 с. 14.Комарова Т.С. Сказочные образы в детских рисунках [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2017, № 2. – С.54 – 56. 15.Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия [Текст] / Т.С.Комарова // Дошкольное воспитание. – 2018, № 3. – С.51 – 56. 16.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст] / Т.С. Комарова, 2018– 158 с. 17.Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания [Текст] /Т.С. Комарова, 2016. – 418 с. 18.Лыкова И.А. Программа художетсвенного воспитания, обучения и развития
Большинство психологов и педагогов считают, что способность является более высокой психологической категорией, чем способности. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения. Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению. Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. У них умения предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.