Эстетическое воспитание школьников на уроках технологии при изучении раздела «Художественная обработка древесины»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В последнее время увеличилось внимание к проблематике изучения теории эстетического воспитания школьника, которое является важнейшим средством по формированию отношения к действительности и всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Эстетическое воспитание происходит с младенчества каждого человека, с учетом его первых слов и поступков. Оно гармонизирует и развивает все духовные способности индивида, необходимые в разных областях творчества. Эстетическое воспитание тесно взаимодействует с нравственным воспитанием, ведь красота является своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Стоит отметить, что благодаря красоте ребенок, особенно младшего школьного возраста часто интуитивно тянется и к добру.
Необходимое условие по построению современной системы эстетического воспитания и культуры личности является художественная обработка древесины в творческих работах детей школьного возраста.
Актуальность данной темы подчеркивается тем, что многие изменившиеся обстоятельства в жизни общества, в частности, в социально-экономическом плане, вызывают необходимость пересматривать старые и вырабатывать новые культурологические, основанные на отношении Человек-Человек, принципы и подходы к эстетическому воспитанию.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 5
1.1. Понятие эстетического воспитания учащихся: цели и задачи 5
1.2. Методы изучения эстетического воспитания 13
1.3. Формирования эстетическое воспитание школьников на уроках технологии 17
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ 26
2.1. История художественной обработки древесины 26
2.2. Инструменты для разных видов художественной обработки древесины 36
2.3. Техника безопасности при выполнении изделий по техническому труду 43
2.4. Технологическая карта «Художественной обработки древесины» на примере изготовления «Шахмат» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
а) нормативно-правовые источники
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 1 марта 2022 года) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://zakonobobrazovanii.ru/ (дата обращения 22.10.2021). – Текст: электронный.
2. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года [Электронный ресурс]: Режим доступа -https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам основного общего образования». [Электронный ресурс]: Режим доступа http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104200066 (дата обращения 11.01.2022). – Текст: электронный.
б) учебная и научная литература
4. А.Ф. Афанасьев Резчику по дереву / А.Ф. Афанасьев. - М.: Московский рабочий, 2018. - 256 c. – Текст: непосредственный.
5. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c. – Текст: непосредственный.
6. Аристотель. Поэтика. Риторика / Аристотель ; пер. с греч. В. Аппельрот, Н. Платонова; вступ. ст. и коммент. С. Ю. Трохачев. - Санкт-Петербург: Азбука, 2000. - 348 с. - (Серия «Азбука-классика. Философия»). - Библиогр.: с. 20. — Текст: непосредственный.
7. Арон, И.С. Педагогика: учебное пособие : [16+] / И. С Арон; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2018. – 144 с.: табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496200 (дата обращения: 23.12.2021). – Библиогр. в кн. –Текст: электронный.
8. Балашов, Л.Е. Философия: учебник: [16+] / Л.Е. Балашов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. – 612 с.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573117 (дата обращения: 14.01.2022). – Библиогр.: с. 594-597. – Текст : электронный.
9. Барташевич, А. А. Художественная обработка дерева: учебное пособие : [12+] / А.А. Барташевич, А.М. Романовский. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 255 с.: ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=594233 (дата обращения: 23.12.2021). – Библиогр.: с. 249. – Текст: электронный.
10. Барташевич, А.А. Художественная обработка дерева: учебное пособие: [12+] / А.А. Барташевич, А.М. Романовский. – 2-е изд., стер. – Москва: Директ-Медиа, 2022. – 256 с.: ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=685147 (дата обращения: 22.03.2022). – Библиогр.: с. 249.– Текст: электронный.
11. Беляков, Г.И. Охрана труда и техника безопасности: учебник для среднего профессионального образования / Г.И. Беляков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022.— 404 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00376-5. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490058 (дата обращения: 22.01.2022). — Текст: электронный.
12. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских Библер введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с. — Текст: непосредственный.
13. Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие : [12+] / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 176 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79334 (дата обращения: 23.01.2022). – ISBN 978-5-9765-1018-0. – Текст : электронный.
14. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев: в 2 т. Смоленск: Русич, 1997. Т. 1. 576 с. — Текст: непосредственный.
15. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду.- М.:Просвещение,1981.-240 с.; — Текст: непосредственный.
16. Выготский Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997. — Текст: непосредственный.
17. Дидро Д. Эстетика и литературная критика: Пер. с фр. / [Вступит. статья В. Бахмутского; Примеч. Е. Сапрыкиной]. -- М.: Худож. лит., 1980. -- 658 с. — Текст: непосредственный.
18. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум для академического бакалавриата / ред. Дубровская Е. А., Козлова С. А. М.: Юрайт, 2019. 180 с. — Текст: непосредственный.
19. Жмакина, Н.Л. Проектирование уроков «Технология» в средней школе: учебно-методическое пособие / Н. Л. Жмакина. — Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021. — 78 c. — ISBN 978-5-00047-591-1. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/118996.html (дата обращения: 18.03.2022). — Текст: электронный.
20. Завражнова, И.А. Основы конструирования изделий из древесины: учебное пособие / И.А. Завражнова, Б. М. Рыбин. — Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2021. — 44 c. — ISBN 978-5-7038-5495-2. // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/118909.html (дата обращения: 12.01.2022). — Текст: электронный.
21. Закамов, Д.В. Художественная обработка древесины : учебное пособие для СПО / Д. В. Закамов, Е. А. Морозова, В. С. Муратов. — Саратов : Профобразование, 2022. — 211 c. — ISBN 978-5-4488-1433-4. // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/116316.html (дата обращения: 11.03.2022). — Текст: электронный.
22. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 1990. - с. 59-63. — Текст: непосредственный.
23. Идеи эстетического воспитания (комплект из 2 книг). - Москва: Высшая школа, 2020. - 778 c. — Текст: непосредственный.
24. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2018. - 448 c. – Текст: непосредственный.
25. История образования в России от зарождения воспитания у восточных славян до конца ХХ в.: учебное пособие / И.Ф. Плетенева, О.Н. Бакаева, А.Ю. Демин [и др.]; под ред. И. Ф. Плетеневой. – 2-е изд. стер. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 272 с.: табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457611 (дата обращения: 13.04.2022). – Текст: непосредственный.
26. Казакевич В. М., Пичугина Г.В., Семёнова Г. Ю. и др./под ред. Казакевича В. М. «Технология». 5 класс. АО «Издательство Просвещение» 2019 г. – Текст: непосредственный.
27. Камалова, З.А. Древесина и способы повышения долговечности строительных материалов, изделий и конструкций на ее основе: учебное пособие для СПО / З. А. Камалова. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 190 c. — ISBN 978-5-4497-1484-8. // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/116467.html (дата обращения: 21.12.2021). — Текст: электронный.
28. Карнаух, Н.Н. Охрана труда: учебник для вузов / Н.Н. Карнаух. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 380 с.— (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02584-2. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488658 (дата обращения: 18.01.2022). — Текст: электронный.
29. Комарова, И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2020. — 126 c. — ISBN 978-5-9925-0986-1. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/97924.html (дата обращения: 18.12.2021). — Текст: электронный.
30. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – Санкт Петербург: КАРО, 2017. – 144 c. – ISBN 978-5-9925-0900-7. – URL: https://www.iprbookshop.ru/100884.html (дата обращения: 20.12.2021). – Режим доступа: – Текст: электронный.
31. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183. — Текст: непосредственный.
32. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. - Москва: Просвещение,1985. - 201 с. — Текст: непосредственный.
33. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, - СПб: Детство-Пресс, 2001. - 244с. — Текст: непосредственный.
34. Макаренко, А.С. Книга для родителей: лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. – М.: Правда, 1985. – 448 с. — Текст: непосредственный.
35. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: социальное воспитание: учебник для студентов средних и высших учебных заведений: [12+] / Л.В. Мардахаев; Российский государственный социальный университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 391 с.: ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496697 (дата обращения: 23.01.2022). – Текст: электронный.
36. Мухаметзянов, Ш.Р. Оборудование для реализации технологий обработки материалов: учебное пособие: [16+] / Ш.Р. Мухаметзянов, Г.А. Талипова, Р.Р. Сафин; Казанский национальный исследовательский технологический институт. – Казань: Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2019. – 160 с. : ил., табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=683807 (дата обращения: 23.05.2022). – Текст: электронный.
37. Педагогические технологии: Учебное пособие для СПО / А. А. Факторович. – 2. изд., испр. и доп . – Москва: Юрайт, 2020 . – 128 с. – (Профессиональное образование). - На тит. л. подзаг.: Книга доступна на образовательной платформе "Юрайт" urait.ru, а также в мобильном приложении "Юрайт. Библиотека". – Библиогр.: с. 123-128. – На рус. яз. – Текст: непосредственный.
38. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества / В.И. Петрушин. - М.: Академический проспект, 2020. - 490 c. – Текст: непосредственный.
39. Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор / Платон; общ. ред. А.Ф. Лосев [и др.], пер. с древнегреч. В. С. Соловьева [и др.]; вступит. ст. А.Ф. Лосева - Москва: Мысль, 1999. - 864 с. - (Серия «Классическая философская мысль»). - Указ. имен.: с. 843- 848. - Предм. указ.: с. 849-861. — Текст: непосредственный.
40. Подготовка будущего учителя к проектированию современного урока : монография / Е.В. Белоглазова, Н.В. Винокурова, С.Н. Горшенина [и др.]; под редакцией Н. В. Кузнецовой, Е. В. Белоглазовой. – Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2018. – 252 с. – ISBN 978-5-8156-0837-5. – URL: https://e.lanbook.com/book/128968 (дата обращения: 17.12.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст: электронный.
41. Попков, А.Ю. Материаловедение и технология: учебное пособие: [16+] / А. Ю. Попков; Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2018. – 68 с.: ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=576748 (дата обращения: 24.03.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-7782-3623-3. – Текст: электронный.
42. Решетов, Е.В. Эстетическое воспитание школьников на уроках технологии / Е. В. Решетов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 30 (372). — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/372/83370/ (дата обращения: 11.02.2022).
43. Сергеева В.П. Методика воспитательной работы / В.П. Сергеева. - М.: Academia, 2018. - 64 c. – Текст: электронный
44. Серебренников Л.Н. Методика обучения технологии: учебник для академического бакалавриата / Л. Н. Серебренников. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 226 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-06302-8. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/437115 (дата обращения: 05.11.2021).
45. Смолеевский, С.Е. Основные виды художественной деревообработки: учебное наглядное пособие : учебное пособие : [16+] / С.Е. Смолеевский ; Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – 81 с.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=576754 (дата обращения: 23.05.2022). – Библиогр.: с. 75. – Текст: электронный.
46. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина [и др.]. — Санкт-Петербург: КАРО, 2019. — 176 c. — ISBN 978-5-9925-0890-1. // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/89259.html (дата обращения: 18.12.2021). — Текст: электронный.
47. Соснин, Э.А. Методология решения творческих задач : учебное пособие для вузов / Э.А. Соснин — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 240 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14663-9. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497133 (дата обращения: 18.05.2022). — Текст: электронный.
48. Сумцова, Т.К. Технология столярных работ: учебное пособие: [16+] / Т.К. Сумцова. – 2-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2019. – 305 с. : схем., табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=463689 (дата обращения: 23.05.2022). – Библиогр.: с. 291. – ISBN 978-985-503-892-5. – Текст: электронный.
49. Сухомлинский, В.А. В.А. Сухомлинский. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Издательство политической литературы, 2013. - 272 c. — Текст: непосредственный.
50. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М.: Политиздат,1975. – 272с. — Текст: непосредственный.
51. Творческий проект: учебное пособие: [16+] / авт.-сост. А.И. Сухарев, Г.А. Ланщикова, В.Б. Криса, Е.Д. Дорохов [и др.]. – Омск: Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ), 2020. – 84 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=616314 (дата обращения: 11.03.2022). – Текст: электронный.
52. Теория и методика обучения технологии с практикумом [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ М.Л. Субочева [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. – 176 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75826.html. – ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 11.12.2021). – Текст: электронный.
53. Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности. - Москва: ИЛ, 2016. - 320 c. - Текст: непосредственный.
54. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. – Текст: непосредственный.
55. Харламенков, А.Е. Жестово-русский словарь: учебник для среднего профессионального образования / А.Е. Харламенков. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 522 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15274-6. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497138 (дата обращения: 18.04.2022). — Текст: электронный.
56. Чернышевский, Н.Г. Сочинения в 2-х т. / Н.Г. Чернышевский. - М.: Мысль, 1986. - Т.2. - 805 с. — Текст: непосредственный.
57. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.-184с. — Текст: непосредственный.
58. Штифанова, Е.В. Педагогика творческого образования: учебник / Е.В. Штифанова, А.В. Киселева, Н.С. Солопова; Уральский государственный архитектурно-художественный университет (УрГАХУ). – Екатеринбург: Архитектон, 2018. – 234 с.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=498301 (дата обращения: 19.02.2022). – Библиогр.: с. 200-208. – ISBN 978-5-7408-0238-1. – Текст: электронный.
59. Эрганова Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: Учебник / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия, 2018. - 224 c. – Текст: непосредственный.
60. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: учебник / И. И. Аминов, М.А. Гайтукиев, И. С. Ганишина [и др.]; под ред. А. Л. Золкина, В. Ю. Бельского. – Москва: Юнити, 2021. – 328 с.: ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=615743 (дата обращения: 23.02.2022). — Текст: электронный.
Периодически за инструментом нужно ухаживать: проверять ножи на наличие коррозии и затачивать. Для заточки можно использовать несколько способов: оселки, наждачную бумагу или кожаные ремни, выбери наиболее подходящий для себя.
Сначала лезвие затачивают с помощью мелкого абразива (алмазной крошки или наждачной бумаги). Обе стороны обрабатываются до появления заусенцев, затем эти неровности устраняются мелкозернистым абразивом, а завершающей стадией станет полировка лезвия. Качество заточки проверяют на бруске дерева – если провести ножом поперек, волокна не должны пушиться. Ровная линия говорит о нужной степени заточки.
Мастера рекомендуют использовать специальные ремни. Инструмент состоит из металлического кольца и рукояти. Используемый профессиональными точильщиками, кожаный ремень отлично подходит для финальной обработки лезвия.