Проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности

Скачать дипломную работу, в которой исследуется проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
19.11.2023
Объем файла
1026 Кб
Количество страниц
95
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

 ВВЕДЕНИЕ

Образование – это   система, в которой формируется интеллектуальный потенциал  молодого поколения. Реформирование образовательной системы   стало насущной проблемой мирового сообщества. По данным ЮНЕСКО одной из причин этого явления стала переоценка ценностей мировой цивилизации, в процессе которой система образования подошло к осознанию необходимости воспитания человека культуры с планетарным мышлением, способного в гармонии с  окружающей средой, социума и   собственного внутреннего мира,  участвовать в  научно-социальном прогрессе. В связи с этим,  новые качества , которые определяют успешное самоопределение личности, обуславливает уникальность образования.  Оно     предполагает создание стабильного развития и достижения, главной целью является обеспечение   качественного, современного  образования.
Современный этап развития  социума характеризуется  сменой технологий, что обусловливает формирование новой системы образования, направленное на  постоянное обновление. Успешность  непрерывного образования зависит от того, насколько будут способны все участники  образовательного процесса поддерживать конкурентоспособность, главным  условием которого становятся такие качества личности, как конкурентоспособность,   творчески мыслить и находить нестандартные решения. Таким образом одним из перспективных направлений развития образования является повышение профессионального мастерства, распространение передового опыта, создание творческой, образовательной  атмосферы. В  РК внедряется комплекс  мер по развитию образования и науки. В 2015 году республика приняла  обязательства по достижению Целей устойчивого развития Организации объединенных наций до 2030 года, в т.ч. 4-й Цели, которая предполагает обеспечение качественного образования и возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Для ее достижения определены основные направления развития образования в мире: обеспечение предшкольной подготовки, 12-летнее  образования, развитие у школьников навыков 21 века, равный доступ к качественному образованию на всех уровнях. Указанные направления являются приоритетными и для казахстанской системы образования.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………......................................
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА………………........................................
1.1. Теоретические основы профессиональной компетентности педагога …………………………………………………………………………………….
1.2. Структура, факторы и критерии влияющие на развитие профессиональной компетентности педагога …………………………………………………..
1.2 Психолого-педагогическое сопровождение проблемы профессиональной компетентности педагога ………………………………………………….
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1 Методы диагностики……………………………………………………..
2.2 Анализ результатов анкетирования учителей начальных классов…………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Закон Республики  Казахстан   о  27.июля  2007 года №319-III»  Об  образовании» ( с изменениями и дополнениями  по состоянию   на 08.01.2021)
2. Государственный   общеобразовательный стандарт  начального образования ( приложение 2 к приказу  Министра  образования  и науки  Республики  Казахстан от 31.10.2018 года №604
3. Хан Н.Н., Жампеисова К.К., Колумбаева Ш.Ж. Профессиональный стандарт как условие эффективной деятельности современного учителя //Педагогический диалог. - № 1. – 2012. – С.176-181
4 . Разуваева Т.Н. Социально-психологическая структура педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности: Автореф…. д-ра психол. наук – Сургут, 2009. – 37 с
5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие / Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич. – Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен // Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2002. – 253 с.
7. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы // Школьные технологии. – 1999 № 1-2. – С. 112
8.Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: Дисс… канд. психол. наук – М., 2002. – 159 с.
9. Зимина Н.А. Психологические условия оптимизации профессиональной  компетентности психолога: Дисс… канд. психол. наук, 2003. – 14 с
10.  Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – Т. 1 – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 10 с
11. . Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Б.Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию.–Красноярск, 2002.– 67 с.
12.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 1999. – 288 с
13 Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. Прохоров А.М. – М.: Энциклопедия, 1988. – 614 с.
14.  Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003 № 5. – С. 34-42.
15. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.
16. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989. – 213 с.
17. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина.  М.: Флинта, 1998.  201 с.
18. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище – UNESCO, 1996 – 283 с.
19.    Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001. – 59 с.
20. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 39 с
 21.Емельянов Ю.Н. Теоретическое формирование и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дисс… д-ра психол. наук – М., 1991 – 36 с.
22. Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: Дисс… канд. психол. наук – М., 2002. – 10с
22. Чошанов М.П. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика – 1997 № 2. – С. 21-27.
23. Новиков А.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. 1996 № 3. – С. 3-8
24. Гришина И.В. Профессиональная компетентность директора школы: теория и практика формировнаия: Дисс… д-ра пед. наук. – СПб, 2004. – 443 с.
25. Вегерчук Н.Э. Понимание как ключевой компонент в социально-перцептивной компетентности руководителя // Мир психологии. 2001. № 3. – С. 122-139.
26. Фишман Л.И. Модели образовательного менеджмента: обзорный анализ // Школьные технологии. – 1999 № 1-2. – С. 112-121.
27. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.  с. 22-28
28. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995. – 132 с.
29. Емельянов Ю.Н. Обучение общению в учебно- 184 тренировочной группе // Психологический журнал. 1987 № 2. – С. 81-87.
30. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980 № 2. – С.15-22.
31. Яковлева Л.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача): Дисс.. д-ра психол. наук – Ярославль, 1994. – 408 с
32. Чошанов М.П. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика – 1997 № 2. – С. 21-27.
33. Равен Дж. Компетентность в современном об- 190 ществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен // Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2002. – 396 с
34. Фишман Л.И. Модели образовательного менеджмента: обзорный анализ // Школьные технологии. – 1999 № 1-2. – С. 112-121.
35. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: акмеологический анализ: Дисс… д-ра психол. наук – Ростов-на Дону, 2006. – 456 с.
36. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М.: «Владос», 1988. – 496 с.
37. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. – 132 с.
38. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. – 2004 № 8. – С. 120-128.
39. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова.  М.: Знание, 1996. – 308 с. 
40. Адольф В.Я. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. – Красноярский гос. ун-т. Красноярск, 1998. – 310 с.
41. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога / Э.Ф. Зеер. – Свердловск: Издательство УрГУ, 1988. – 120 с.
42. Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: Дисс… канд. психол. наук – М., 2002. – 160 с.
43. Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования: монография. – Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. – 256 с.
44. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
45. Исламгалиев Э.Г. Профессиональная компетентность педагога (социологич. анализ): Дисс… канд. соц. наук – Екатеринбург, 2003. – 176 с
46. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Педагогика. 1980. № 8 – С.82-89
47. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: Дисс… д-ра психол. наук – М., 1995. – 408 с
48. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л.: Знание, 1985. – 33 с.
49. Андронова Н.В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя: Дисс… канд. психол. наук – Казань, 2000. – 30 с.
50. Костылева Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителей в процессу гуманизации и демократизации школы: Дисс… канд. пед. наук – Казань, 1997. – 26с., 252с
51. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М.: «Владос», 1988. – 496 с
52. Добудько Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования. – Самара: СамГПУ, 1999. – 340
53. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: Дисс… д-ра психол. наук – М., 1998. – 66 с
54. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. / Сост. Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1983 – 1986, Т. 1. – 1983. – 368 с.
55. Исламгалиев Э.Г. Профессиональная комптентность педагога (социологич. анализ): Дисс… канд. соц. наук – Екатеринбург, 2003. – 176 с.
56. Адольф В.Я. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. – Красноярский гос. ун-т. Красноярск, 1998. – 54- 55с.
57. Добудько Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования. – Самара: СамГПУ, 1999. – 200 с.
58. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990 № 8. 
59. Костылева Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителей в процессу гуманизации и демократизации школы: Дисс… канд. пед. наук – Казань, 1997. – 252 с.
60. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.
61. Исламгалиев Э.Г. Профессиональная компетентность педагога (социологич. анализ): Дисс… канд. соц. наук – Екатеринбург, 2003. – 176 с.
62. Ломов Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал.– 1989 № 4. – С. 19-33
63. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: 191 инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.,54 с.,51с
64. Сосновский Б.А. Психология человека в условиях нестабильности // Ежегодник Рос. психол. об-ва – Том 2, вып. 2. – М., 1996. – 86 с
65. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С. 3-19
66. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. – 1988 № 5. – С 120-128.
67. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. – М.: Высшая школа, 1989. – 167 с
68. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980 № 2. – С 56
69. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд за экономическую грамотность, 1995 – 296 с.
70. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Питер, 1997. – 521 с
71. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С. Глуханюк. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.  370 с
72. Казакова Е.И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе (аналитические материалы).– СПб., 1998. – 100 с
73. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. –  7-9 с
74. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. факультетов университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
75. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: уч. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2003. – 263 с

Исследование проблемы профессиональной компетентности педагога проводились в школах № 4 и №5  отдела образования г.  Кокшетау, В исследовании приняли участие учителя   начальных классов общеобразовательных школ (50 человек). Все участники исследования – женщины в возрасте от 22 до 70 лет (средний возраст – 43,2 года).  Цель исследования – изучить проблемы профессиональной компетентности педагогов начальных классов. С учетом вышесказанного были отобраны следующие методики. Деятельностный компонент. Деятельностный компонент определяется  через предметно-деятельностные знания, желание быть профессионалом, стремление к свободе выбора, ориентация на работу с людьми, ориентация на интеграцию усилий других, стремление создавать новое, готовность преодолевать препятствия и брать ответственность за результат, мотивация к достижению успеха. Это позволило в качестве методик исследования выбрать следующие: Опросник «Якоря карьеры» (Э. Шейн) Выявление профессиональной проблемы индивида является  сознательное планирование карьеры. Критериями  были использованы удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий).  Объективная: внешняя сторона карьеры – это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона – это то, как человек воспринимает свою карьеру. (Приложение 1) Опросник «Мотивация к успеху» (Т. Элерс). Данный личностный опросник акцентирован для диагностики, мотивационной направленности педагога, на достижение успеха. направленность на достижение успеха определяет развитию профессиональной компетентности учителя. Исследования констатируют, что люди, которые умеренно и сильно ориентированные на успех, предполагают средний уровень риска. Те же, кто не уверены и боятся неудач, им характерны малая или, наоборот, слишком большая степень риска. Чем больше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем меньше готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели (Приложение 2)