Использование компьютерных технологий как средство обучения чтению учащихся 3 класса с нарушениями интеллекта
Введение
В период начального обучения в школе чтение из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится все дальнейшее обучение. Нарушение чтения часто лежат в основе неуспеваемости и связанной с ней школьной дезадаптации. Все это определяет необходимость своевременного выявления, предупреждения и устранения имеющихся у младших школьников недостатков чтения.
Согласно А.К. Аксеновой обучение чтению учащихся коррекционных школ с нарушениями интеллекта - сложный и трудоемкий процесс, требующий гораздо больших затрат времени и сил по сравнению со сверстниками, не имеющими особых образовательных потребностей. Трудности в овладении навыками чтения у учащихся с нарушениями интеллекта связаны в основном с нарушением психических процессов участвующих в формировании навыков чтения, и из-за недоразвития этих психических функций учащиеся с нарушением интеллекта не могут самостоятельно, без целенаправленной работы овладеть этими навыками [1].
В современных условиях увеличения потока информации постоянно возрастает роль чтения как деятельности, которая воссоздает опыт и обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, стимулирует развитие интеллектуальной сферы и личности в целом.
В настоящее время в Республике Казахстан появляются новые формы организации обучения детей с нарушениями психофизического развития, принимаются меры по развитию разно уровневой и вариативной системы специального образования. Среди основополагающих условий реализации задачи всесторонней помощи детям, повышения эффективности обучения определена необходимость единства диагностики и коррекции нарушений. Выявление и преодоление различных неблагополучий в развитии ребенка, его учебной деятельности не могут быть исключительной прерогативой какого-либо одного специалиста. Успешные профилактика, диагностика и коррекция различных нарушений, в том числе нарушений чтения и письма, возможны при условии комплексной квалифицированной помощи со стороны всех педагогов, работающих с ребенком [2].
В современном обществе значительную роль занимают компьютерные технологии. Они повсеместно внедряются во все сферы деятельности человека, тем самым улучшая и упрощая различные трудоемкие процессы.
Информатизация не обошла стороной и сферу коррекционного образования в нашей стране.
Содержание
Введение 3
1 Теоретический аспект обучения чтению учащихся 3 класса с нарушениями интеллекта. 6
1.1 Проблемы обучения чтению учащихся 3 класса с нарушениями интеллекта в психолого-педагогической литературе. 6
1.2 Особенности использования компьютерных технологий в обучении чтению учащихся 3 класса с нарушениями интеллекта. 11
2 Приемы использования компьютерных технологий как средства обучения учащихся 3 класса с нарушением интеллекта 17
2.1 Приёмы обучения чтению детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 17
2.2 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 20
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Список литературы
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов/ А.К. Аксёнова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.
2. Елисеева И.Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе: метод. Рекомендации / Елисеева И.Г., Ерсарина А.К. - Алматы: ННПЦ КП, 2019. – 6с.
3. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009. – 464 с.
4. Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии/ Б.П. Брунов. – Красноярск, 2003. – 160 с.
5. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми/ В.Я. Василевская / Изв. АПН РСФСР. – М., 1961. – Вып . 114. – 480с.
6. Волкова Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.
7. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1–4 классах вспомогательной школы/ В.В. Воронкова. – М.: Просвещение, 1988. – 102 с.
8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 3. – 367 с.
9. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е.А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2003. – №4. – С.52–57.
10. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М.Ф. Гнездилов. – М.: Просвещение, 1965. – 101 с.
11. Горецкий В.Г. Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детей чтению в начальных классах/ В.Г. Горецкий, Л.И. Тикунова. – М.: Новая школа, 1994. – 92 c.
12. Городилова В.И. Чтение и письмо/ В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. – СПб.: Дельта, 1997. – 261 с.
13. Данилкина Г.И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе / Г.И. Данилкина. – М.: Педагогика, 1986. – 246 с.
14. Дети с временными задержками развития // Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певнзер. М.: Педагогика, 2003. – 208 с.
15. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно–развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. – 1999. – № 6. – С. 25 – 34.
16. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов/ Л.Н. Ефименкова.– М.: Просвещение,1991. – 224 с.
17. Иванов Е.С. Что такое умственная отсталость / Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев. – СПб., 2008. – 213 с.
18. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / О.Б. Иншакова.– М.: Педагогика, 2009. – 239 с.
19. Кумарина Г.Ф. Коррекционно–развивающие задания для младших школьников/ Г.Ф. Кумарина.– Волгоград: 1993. – 314 с.
20. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. – М.: ИНИОН, 2009. – 224 с.
21. Лободина Н.В. Тексты для проверки техники и выразительности чтения/ Н.В. Лободина.– Волгоград: Учитель, 2007. – 40 с.
22. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся6 1–4 классы / Е.И. Матвеева. – М.:ВАКО, 2007. – 25 с.
23. Мельникова И.И. Развитие речи дети 7 – 10 лет / И.И. Мельникова. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002. – 144 с.
24. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г. Рализаевой. – СПб.: Специальная литература, 1997. – 168 с.
25. Найденов Б. С. Хоровое чтение в процессе обучения выразительному чтению. Методика выразительного чтения / Б.С. Найдёнов. – М.: Просвещение, 2006. – 116 с.
26. Найденов Б.С. Методика выразительного чтения / Б.С.Найдёнов, Л. Корнелюк. – М.: Просвещение, 2007. – 176 с.
27. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя/ М.И. Оморокова.– М.: АРКТИ, 2001. – 153 с.
28. Пузанов Б. П. Коррекционная педагогика/Б.П. Пузанов. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
29. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: Изд–во Московского психолого–социального института, 2009. – 432 с.
30. Рализаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/ Т.Г. Рализаева. – СПб.: Специальная литература, 2004. – 198 с.
31. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника/ С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 360 с.
32. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И.Н. Садовникова. – М.: АРКИ, 2005. – 400 с.
33. Соловьева Н. М. Практикум по выразительному чтению/ Н.М. Соловьёва. – М.: Дело, 2006. – 190 с.
34. Трушина В.П. Развитие навыков чтения у учащихся / В.П.Трушина.– Волгоград: Учитель–АСТ, 2013. – 266 с.
35. Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы / Л.П. Уфимцева// Дефектология. – 2005. – № 6. – С.21–46.
Всё это затрудняет развитие осмысленности чтения, понимания текста [21]. Работа по развитию правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения у умственно отсталых детей протекает в единстве. Но общая умственная отсталость ограничивает возможности умственно отсталых школьников в овладении навыком осознанного чтения в большей степени, чем любым другим его параметром [22]. Экспериментальные исследования осознанности чтения и понимания умственно отсталыми детьми литературных текстов немногочисленны (Л.И. Алексина, В.Я. Василевская, И.В Белякова, Н.К. Сорокина, З.Н. Смирнова, В.А. Сумарокова и др.) Наиболее разработана эта проблема в исследованиях В.Я. Василевской.