Методы apтпедaгогики в системе paботы по фоpмиpовaнию коммуникaтивных нaвыков у детей с PAС (paсстpойство aутистического спектpa)

Скачать дипломную работу, в которой исследуются методы apтпедaгогики в системе paботы по фоpмиpовaнию коммуникaтивных нaвыков у детей с PAС (paсстpойство aутистического спектpa)
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
18.11.2023
Объем файла
625 Кб
Количество страниц
74
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается стремительный рост детей, которым диагностируют проявления аутизма или расстройства аутистического спектра (РАС). В начале XXI века по мировой статистике тенденция роста детей с такими проявлениями составляло 5-26 случаев на 10 000 детского населения. В 2021 году министерство образования и науки республики Казахстан дает информацию о том, что в нашей стране насчитывается около 6 тыс. детей с аутизмом [1, с.74].  Специалисты в области специального образования прогнозируют, что тенденция к росту сохранится и в будущем. На сегодняшний день аутизм, как диагноз быстрыми темпами набирает обороты и становится изо дня в день    одной из актуальных проблем современного общества вектор которого направлен на поиск приоритетных путей реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей с аутизмом. Следовательно, в настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра.  Одним из краеугольных камней, препятствующих успешной адаптации у детей с расстройством аутистического спектра по мнению выдающихся ученых О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, С.А. Морозов, R. Jordan, L. Kanner, В.М. Prizant, M. Rutter, H. Tager-Flusberg, A.L. Schuler и др является недостаточная сформированность коммуникативных навыков, которые  проявляются в виде отставания или отсутствия разговорной речи, подобные дети не способны проявить инициативу или вступить в диалог, у них наблюдаются стереотипные высказывания и ряда других специфических особенностей. Ученые отмечают, что недоразвитие вербальной коммуникации не компенсируется спонтанно в виде использования невербальных средств (жестов, мимики) и альтернативных коммуникативных систем [2, с.225].   Многолетний опыт специалистов различных стран в области исследования аутизма позволяют сделать вывод о том, что формирование коммуникативных навыков при расстройствах аутистического спектра является проблемой педагогического характера. Соответственно, из результатов исследования зарубежных специалистов выделены определенные подходы и активно разрабатывались методы к формированию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. 

Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4
1 Совpеменные aспекты изучения коммуникaтивных нaвыков у детей с paсстpойствaми aутистического спектpa………………………………………………………………………8
1.1 История исследования аутизма………………………………………………………………………….8
1.2 Характеристика детей с расстройствами аутистического спектра………………………………………………………………………….16
1.3 Определение сущности и проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.................................................................................................................23
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, Оpгaнизaция и содеpжaние логопедической paботы по paзвитию коммуникaтивных нaвыков ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА………………………………………………31
2.1 Методы диагностики коммуникативных навыков детей с расстройствами аутистического спектра……………………………………………………………………………31
2.2 Структура методов арт-педагогики в системе работы по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра...................................................................................................................40
2.3 Результаты экспериментальной работы методы apт-педaгогики в системе paботы по фоpмиpовaнию коммуникaтивных нaвыков у детей с расстройством аутистического спектра..............................................................50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………62
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………67

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рымханова А.Р.Современное состояние организации образовательного процесса детей с расстройством аутистического спектра // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 3. – С. 71-75;
2. Баенская, Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи. / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Никольская О.С. – Изд. 8-е – М.: Теревинф, 2014. – 288 с.
3. Морозов, С.А. Современные подходы к коррекции детского аутизма. Обзор и комментарии [Текст] / С.А. Морозов. – М.: Добрый век, 2010. – 102 с.
4. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 246 c.
5. Мальтинская Н. А. История развития учения об аутизме // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S11. – 0,6 п. л. – URL:
6. Микиртумов Б. Е., Завитаев П. Ю. Аутизм. История вопроса и современный взгляд. – М.: Н – Л, 2012. – 144 с.
7. Беттельхейм, Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Б. Беттельхейм. – М.: Академический проект: Традиция, 2004. – 784 с.
8. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / пер. с англ. Д. В. Ермолаева. – М.: Тере- винф, 2006. – 216 с.
9. Harris Coulter. Vaccination, Social Violence, and Criminality // The Medical Assault on the American Brain Paperback. – 1993. – Р. 15-24.
10. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact [Electronic resource]. Nervous Child, 1943. Vol. 2, no. 3, pp. 217–250. Available at:
109 http://neurodiversity.com/library_kanner_1943.pdf .
11. Зинченко, В.П. О методологической культуре психологов (от монизма к плюрализму) / В.П. Зинченко // Культурно-историческая психология. – 2012. – №1. – С. 59–67.
12. Lord C., Petkova E., Hus V. tt al. A multisite study of the clinical diagnosis of different autism spectrum disorders //ArchGen Psychiatry. -2012. - №69. – Р. 306-313.
13. П

Согласно взглядам, T. Peters и C. Gilbert, интеграция детей с расстройствами аутистического спектра не должна быть конечной целью, ее следует рассматривать лишь как средство для достижения самостоятельности детей с аутизмом: «только в результате индивидуальных наблюдений и оценки можно определить, в какой среде ребенок будет чувствовать себя лучше всего: гомогенной или гетерогенной, изолированной или интегрированной» [34, с.112]. Особенности памяти у детей с расстройством аутистического спектра если нет органического поражения центральной нервной системы, характеризуются хорошей зрительной памятью, однако часто без выделения главного, фиксируется все, отдельные события не выстраиваются в цепочки, это влечет отсутствие социального опыта.