Развитие лидерских навыков детей дошкольного возраста посредством игры в дошкольной организации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сегодня в современном мире невозможно добиться успеха, если не развивать в себе лидерские качества, но проблема состоит в том, что взрослый человек уже сформировался как личность, а значит, он действует в соответствии с уже сложившимися поведенческими шаблонами, которые проходят через фильтр жизненных ценностей. Взрослому человеку практически невозможно кардинально изменить свой характер, стиль мышления, жизненные ценности, поэтому, все самое необходимое нужно закладывать с детства, так сказать, развивать лидерские качества еще с пеленок.
Для родителей и педагогов дети – это «чистые листы и их задача вписать в них черты, качества, особенности характера путем воспитания.
Развитие лидерских качеств у детей – это, прежде всего создание личности – независимой, самодостаточной, авторитетной, способной много достичь, в какой - то степени харизматичной». Каждый родитель хочет видеть своего ребенка именно таким. Однако невозможно себе представить младенца, в котором можно увидеть все лидерские качества. Так, например, общительность и быстрота реакции могут быть заложены свойствами нервной деятельности младенца, но отсутствие правильного воспитания может не дать им развиться в правильном направлении. В современной психолого-педагогической литературе существует множество научных работ, в которых рассматриваются вопросы воспитания дошкольников. Это связано с тем, что в современном мире высоких технологий, а также изменения социальной и экономической обстановки в стране, необходимо воспитывать детей совсем в других направлениях. А также стоит развивать столько новых качеств, которые ребенку, воспитывающемуся в конце прошлого века, совсем не нужны были.
Возникает закономерный вопрос: почему сегодня необходимо повышать лидерский потенциал детей и развивать его лидерские качества еще в детстве? А связано это с тем, что дошкольный возраст – это период активного развития детей, в этот период формируется волевые и лидерские качества, необходимые ребенку в дальнейшей взрослой жизни. Ребенок-лидер будет более приспособленным к взрослой современной (что очень важно) жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................
I. Теоретические аспекты развития лидерских навыков детей дошкольного возраста с помощью игры.
1.1. Общая характеристика лидерских навыков и их формирование у дошкольников.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста.
1.3. Игра, как средство воспитания в дошкольном учреждении.
II. Опытно-экспериментальная работа по формированию лидерских качеств посредством игры у детей дошкольного возраста.
2.1. Изучение начального уровня развития лидерских качеств у старших дошкольников.
2.2. Организация игровой деятельности детей, направленной на развитие лидерских качеств старших дошкольников. 2.3. Сравнительный анализ результатов исследования по итогам проведения первичной и вторичной диагностики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 5 октября 2018 г.
2. Адаир Д. Эффективное лидерство. Как развивать и применять лидер. навыки / Д. Адаир Д. — М.: Эксмо, 2013. — 318 с
3. Божович Л.И. Проблемы становления личности: избранные психологические труды/ под ред. Д. И. Фельдштейн, вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 3-е изд. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991.
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста М.: Просвещение, 1991. - 206 с.
6. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. - М., 2004. - 304 с.
7. Выготский Л.С. Игра и её значение в психологической жизни ребёнка. - СПб.: Питер, 2002. - 315 с.
8. Денисенкова Н.С. Формирование познавательной направленности у детей 6-летнего возраста на занятиях в детском саду. Автореф. дис. . канд. психол. наук. -М., 1991.
9. Журова Л.Е. Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н. Невская / Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Невская/ Под ред. Н.В.Дуровой.- M.: Школа Пресс, 1998 - 144 с.
10. Запорожец А.В. Актуальные проблемы психологии. - М.: Владос,20002.
11. Зворыгина Е.В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте// Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. - СПб.: Свет, 1999. - 200 с.
12. Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе.— Калинин; 1987.
13. Кравцова Е.Е. Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста Психолого-педагогические исследования 2019.Том 11. № 4 . С. 5-21.
14. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
15. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.,2002. 144 с.
16. Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор развития межличностных отношений дошкольников // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. С. 38–44. 3.
17. Эльконин Д.Б Основные вопросы теории детской игры// Психология педагогика игры дошкольника. - СПб.: Свет, 2000. - 323с.
18. Асеев В.Г. Возрастная психология. 1989 г.
19. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. - М.: Просвещение, 2003. - 332 с.
20. Мацкевич И.К. Системные основания управления качеством психологического образования //Международная конференция «Современные психологические исследования» Новосибирск, февраль 2015 г
21. Смирнова Е.О. Детская психология : Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
22. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений - М.: Аспект-Пресс, 2007. - 311 с.
23. Ильин, Н.И, Лукманова, И.Г., Немчин, А.Н. Управление проектами / Н.И.Ильин, И.Г.Лукманова, А.Н. Немчин. - СПб., 1996. - 484с.
24. Кипнис М. Тренинг лидерства/ М. Кипнис. – М.: Ось-89, 2004. – 144 с.
25. Казаков Д.Л. Организационное лидерство как проблема социологии управления: Дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2011.
26. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
27. Дафт Р.Л. // 2006
28. Новикова, В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет / В.П. Новикова. М. : СПб: Питер, 2011 г.
29. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М. Новикова. Москва : Мир, 2013 г. – С.138.
30. Бабынина, Т. Интегрированный подход к непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста / Т.Бабынина // Детский сад от А до Я : журнал. — 2014 .— № 1 .— С. 51-57
31. Безматерных, Т. В. Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы V международной научной конференции – М. : Буки-Веди, 2014. – С. 135-137.
32. Емченко, С. А. Компьютерные средства обучения в индивидуальной работе с дошкольниками / С.А. Емченко // Дошкольная педагогика: журнал. — 2014 .— № 9 .— С. 37-41.
33. Ежкова, Н. Поликультурное образование дошкольников / Н.Ежкова // До Трофимова, Е.Д. Музыкально-театральное творчество дошкольников / Е.Д. Трофимова // Детский сад от А до Я : журнал. - 2014 .- № 6 .- С. 71-77.
34. Климова, Л. Е. Воспитание нравственных качеств дошкольников через формирование положительного отношения к окружающему миру средствами устного народного творчества / Л.Е. Климова // Педагогические науки. 2014
35. Иванова, О. Интерактивное дидактическое пособие как одно из средств формирования у дошкольников конструктивных умений / О.Иванова // Дошкольное воспитание : журнал. — 2014 .— № 12 .— С. 76-81.
36. Сушкова, И. В. Использование ситуаций в работе по социальноличностному развитию детей старшего дошкольного возраста / И.В. Сушкова, Е.Н. Савкина // Детский сад от А до Я : журнал. - 2014 - 4 - С. 4-28.
37. Зверева, А. В. Влияние дидактических игр на развитие мышления детей подготовительной к школе группы / А.В. Зверева // Аспирант и соискатель: журнал Шлат, Н.Ю. О некоторых аспектах психологопедагогического сопровождения познавательного развития дошкольников / Н.Ю. Шлат, А.О. Орлов // Детский сад от А до Я : журнал. — 2014 .- № 5 .- С. 61-66.
38. Кузьменко, Г. А. Методические рекомендации к разработке интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся / А.Г.Кузьменко – М. : Прометей, 2014 г. – С.866.
39. Ильяшенко, М. В. Использование методов воспитания культуры речевого общения в регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста / М.В. Ильяшенко // Детский сад от А до Я : журнал. — 2014 .— №6. .— С. 65-70.
40. Лорка Ф.Г.// Об искусстве. М.: Искусство, 1971.
41. Диагностика психического развития детей от рождения до трёх лет / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галагузова, Т. В. Ермолова, С. В. Мещерякова. – Санкт-Петербург, 2005..
42. Воспитание детей раннего возраста / под ред. Г. М. Ляминой. – Москва, 1976. – 239 с. 43. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л. Н. Павловой. – Москва, 1980.
44. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. – Москва, 1998. – 464 с.
45. Бурлакина, О. В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания / О. В. Бурлакина. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 80 с.
46. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие / под ред. Т. И. Ерофеевой. – Москва, 1999.
47. Подласый, И. П. Педагогика: в 2 кн. / И. П. Подласый. – Москва, 2001. Выготский Л.С., // Педагогическая психология, 1999.
49. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000
50. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М., 1991.
51. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие: пособие для педагогов дошкольных учреждений: в 2 частях/ Н.С. Ежкова. - Москва: Владос, 2010
52. Соломонова А. Хитрый котик и мудрая птичка. Поговорим о прочитанном / А. Соломонова. – М.: АНО развития духовнонравственных начал общества «Символик», 2014 г. – С.595.
53. Конохова, Е. С. Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е.С. Конохова // Дошкольная педагогика: журнал. — 2014 .— №7 .— С. 14-17.
54. Шиян О. А. Развитие творческого мышления / О.А. Шиян. – М.: Мозаика-Синтез, - 2013 г. – С.198.
55. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва, 2000. – 416 с.
56. Столяренко, Л. Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, И.В. Тумайкин. - М.: Дашков и К, - 2014. – С. 272 .
57. Кожогелдиева, К. М. Психологические знания родителей в воспитании детей // Инновационная наука. 2016 г. № 4-5. 58. Лосева, В. В. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности / В.В. Лосева // Дошкольная педагогика : журнал. — 2014 .— №8 .— С. 21-25.
59. Соловьева Ю. Н. "Модель формирования социальных качеств детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности" // Сибирский педагогический журнал, № 8, 2011, С. 311-318.
60. Моисеенко, Л. Дидактические игры для формирования предпосылок письменной речи у дошкольников / Л. Моисеенко // Дошкольное образование – 1 сентября : газета. — 2014 .— №2 .— С. 52-55.
61. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / С.Н. Николаева. – М. : «Мозаика – Синтез», 2013 г. – С.176
62. Родионова Е. Б. Сущность и специфика формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий // Вестник 62 Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 4 (144). С. 124-129.
63. Курочкина, И. Этикет в формировании личностной успешности ребёнка / И. Курочкина // Дошкольное воспитание: журнал. — 2014 .— №6. .— С. 27-31.
64. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т.Г. Неретина – М. : Гостехиздат, 2014 г. – С. 376.
65. Смирнова, Е. О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010 г. № 3 – С. 62-70
66. Ноговицына, С. С. Пути формирования лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009 г. №91. – С.136-138.
67. Мирина, О. Л. Роль дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2013 г. № 11. – С.89-92.
68. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. – 478 с. Гриф: УМО
Проанализировав различные технологии формирования лидерских качеств у старших дошкольников, такие как: «театрально-игровая деятельность, подражание, подвижные игры, мы остановили свой выбор на технологии игровой деятельности, так как игра - это ведущий вид деятельности дошкольников» [53, с. 103]. Таким образом, определена цель: подбор мероприятий с использованием игровой деятельности, направленных на формирование лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста. Игровая деятельность должна проводиться при условиях: ненасильственности общения, положительный характер обратной связи, неконкурентный характер общения, принцип «здесь и сейчас», доверительность в общении, обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал. Исходя из результатов проведенного исследования, для повышения лидерского потенциала детей испытуемой группы, необходимо повысить уровень следующих лидерских качеств: самостоятельность, самооценка, инициатива и исполнительность. Организационная работа по развитию лидерских навыков у дошкольников была проведена в период с 03.03.2022 по 31.03.2022 г. Всего было проведено 20 игр. Они проводились в первой половине дня, с группой детей, у которых лидерские навыки отсутствовали или были плохо развиты. В нашем исследовании мы описали 15 игр, каждый день проводилось по 3 игры, направленных на формирование следующих лидерских качеств: самостоятельность, самооценка, инициатива и исполнительность. В коррекционной работе участвовало 20 детей группы «Звездочка».