Роль наглядных средств обучения в формировании геометрических представлений у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит перед образованием новые цели. Согласно Стандарту, наглядные средства обучения выступают одним из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику усвоить изучаемый материал, в том числе сформировать геометрические представления [21].
Наглядность выступает одним из компонентов целостной системы обучения и помогает учителю в формировании геометрических представлений у младших школьников. Опора на принцип наглядности на уроках математики в младших классах активизирует познавательную деятельность учащихся, вследствие чего формирование геометрических представлений посредством использования наглядности в образовательном процессе начальной школы является целесообразным.
«Формирование геометрических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний и представлений связанных с геометрическими фигурами и формой предметов, величинами и их измерений, которые ребёнок постигает на чувственном, эмпирическом уровне» [11].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….……..…. 3
1 Теоретические аспекты наглядных средств обучения в формировании геометрических представлений у младших школьников………...…...…. 7
1.1 Понятие «наглядные средства обучения» и его сущность……..….. 7
1.2 Роль и значение наглядных средств обучения в формировании геометрических представлений у младших школьников………...... 10
2 Описание опытно-экспериментальной работы по выявлению роли наглядных средств обучения в формировании геометрических представлений у младших школьников……………………..……….…… 14
2.1 Первичная диагностика сформированности геометрических представлений у младших школьников………………..…………… 14
2.2 Формирование геометрических представлений у младших школьников с помощью наглядных средств обучения…….……… 19
2.3 Сравнительная диагностика сформированности геометрических представлений у младших школьников с помощью наглядных средств обучения……………………………………………………... 24
Заключение……………………………………………………………...………. 28
Список использованных источников…………………………………..…..….. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Учебно-методический комплекc (УМК) "Школа России" (ФГОС) [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/7854-sreda.html
( дата обращения: 21.04.2022)
2. Жильцова Т.В., А.А.Обухова А.А. Наглядная геометрия//М.: ВАКО,-2004. [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/7854-sreda.html ( дата обращения: 21.04.2022)
3. Богданова Е.А. Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах геометрии // Начальная школа. - 2001. - №10. (дата обращения: 5.04.2022)
4. Веккер Л.М. Психологические процессы. - Л.1976. [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/7854-sreda.html (дата обращения: 21.04.2022)
5. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики // Начальная школа. – 1993 - №8. (дата обращения: 30.04.2022)
6. Краснова О.В.Первые шаги в геометрии//Начальная школа.-2002.-№4. . [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/7854-sreda.html ( Дата обращения: 1.04.2022)
7. Пазушко Ж.И. Развивающая геометрия в начальной школе // Начальная школа. - 1999. - №1. [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/7854-sreda.html
8. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. -М.: Школьная Пресса, 2002. [Электронный ресурс]. URL http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65094 (дата обращения: 12.05.2022)
9. Фазлетдинова Н. Геометрия вокруг нас//Начальная школа.-2001.-№25. [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/7854-sreda.html ( дата обращения: 21.04.2022)
10. Сутягина В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике//Начальная школа.-2002.-№11. [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/7854-sreda.html ( дата обращения: 21.04.2022)
11. Подходова Н.С. и др. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях. - СПб.,2000. [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/7854-sreda.html ( дата обращения: 21.04.2022)
12. Батова А.С. Графический ди
На современном этапе система начального общего образования предполагает применение наглядных средств обучения для формирования геометрических представлений. Поскольку приобретая геометрические представления, ученик получает необходимый опыт работы с геометрическими объектами, формируются основные геометрические понятия, а так же ученик учится применять сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Проведённый анализ научной литературы и личный опыт в процессе прохождения педагогической практики показал определённый дефицит исследований, связанных с ролью наглядных средств обучения в формировании геометрических представлений у младших школьников, а так же позволил выявить однообразие наполнения наглядных средств обучения. Также существует проблема недостаточности наглядных средств обучения, которые отвечали бы интересам младших школьников. Тот факт, что такие условия затрудняют формирование геометрических представлений у младших школьников, свидетельствует о том, что выбранная тема исследования актуальна.