Методы и приемы формирования беглости чтения у первоклассников
ВВЕДЕНИЕ
Научить детей правильному, беглому, осознанному выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в современном образовании с огромным потоком различной информации,а также воспитании и развитии человека. На ранней стадии обучения чтение является лишь содержанием учебной деятельности ребенка, на последующих этапах оно выступает как необходимое средство приобретения знаний. От умения читать во многом зависит успех учебной деятельности ученика и его психическое развитие. Следовательно, уверенное овладение навыком чтения - одна из основных предпосылок успешной работы учащихся по всем предметам и дисциплинам. Это определяет социальную значимость и практическую необходимость разработки научно обоснованной системы формирования полноценного навыка чтения учащихся. Как писал В. Г. Горецкий: «Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают, то с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов». По мнению профессора Н. А. Рыбникова, беглость чтения представляет собой сложное психологическое образование, включающее в себя непрерывную цепь психофизиологических действий и операций: «восприятие зрительных буквенных элементов; представление, поскольку чтец стремится понять значение буквенных знаков; память, поскольку читающий должен помнить только что прочитанное и связанное с прочитанным содержанием; интеллект, поскольку при чтении осмысливается связь прочитанного материала; воля, поскольку чтение есть спонтанная деятельность; чувство, поскольку чтец может эмоционально воспринимать содержание читаемого; моторика, поскольку чтение сопровождается произнесением про себя или вслух и т. п.»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………............3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Психолого-педагогические и методические аспекты формирования беглости чтения у младших школьников………………………………………….6
1.2. Возрастные особенности детей 6-7 лет……………………………………....11
1.3.Методы и приемы формирования беглости чтения у первоклассников……………………...…………………………………………….15
Выводы……………………………………………………………………………
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………….…....25
2.2. Формирующий эксперимент ……………………………………………........32
2.3. Обобщение результатов исследования……………………………………...41
Выводы……………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …...64
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Нормы беглости чтения по классам….. ……………….45
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Бланки методики с текстом для чтения на каждого ученика……………………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. Результаты сформированности беглости чтения у первоклассников на констатирующем этапе исследования……………….........47
ПРИЛОЖЕНИЕ №4. План по формированию беглости чтения у первоклассников …………………………………………………………….……..48
ПРИЛОЖЕНИЕ №5???. Методы и приемы формирования беглости чтения у первоклассников………………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ №6. Тексты для систематического чтения ……………………
ПРИЛОЖЕНИЕ№7.Консультации и памятка для родителей…………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ №8. Результаты формирования беглости чтения у первоклассников на контрольном этапе исследования…………….…………...73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова А.К. Методика обучению русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А.К. Аксенова - М.: Владос, 1999, с.320.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост.М.Ю.
3. Бабанский. - М.: Педагогика, 2010. - 558 с
4. Белкина Е.И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников.// Начальная школа - 2017 - №9 – С.76-80
5. Беленкова В.М. Приемы выработки у детей навыков чтения. //Начальная школа - 1991 - №2 – С.20-22
6. Волченко Т.С. Некоторые приемы работы с художественным произведением на уроках литературы в начальной школе //Начальная школа – 2001 - №11
7. Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения / В.Г. Горецкий // Начальная школа. -2015. -№ 8.- С. 48
8. Гуро-Фролова В.Г. Работа над выразительными средствами речи. //Начальная школа - 1991 - № 2 – С.22-25
9. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. С.-П. 1999.
10. Губарева, Т.Ю. Психолингвистический анализ понимания письменного текста Губарева, Т.Ю. П. 2011.
11. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.
12. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения / - М.: Просвещение, 2003. - 126с
13. Ермолаев О.Ю., Матюрина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М.: 1987.
14. Корнева Н. «Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие»
15. Кислицына Е.В. Упражнения по развитию навыка чтения. //Начальная школа - 2003 - №6 – С.47-52
16. Козырева А. С. 56 видов работы над текстом, Начальная школа. – 1990 г. - № 3, - с. 27
17. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981, с. 173
18. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
19. Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей. М.: Просвещение, 1990
20. ОмороковаМ.И. Совершенствование чтения младших школьников. - М., 1997
21. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: Процесс обучения. 2003 - 26 с.
22. Общие основы педагогики / Акад. пед. наук СССР. Ин-т теории и истории педагогики ; Под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гмурмана. - Москва : Просвещение, 1967. - 91 с.
23. Рыбников Н.А.Пути совершенствования навыков чтения / Рыбников Н.А. // Начальная школа .- 2016-№ 6- с 14-20
24. Скаткин М.Н. Методы обучения // Пед. энциклопедия : в 4 т. М., 1965, т. 2, с. 812
25. Сидорова Л. Психологические и методические особенности обучения учащихся заучиванию наизусть стихотворных произведений // Начальная школа – 1989 - №3 – с.21
26. Степанова А.И. Методика изучения крупнообъемных произведений //Начальная школа – 2001 - №12
27. Усова Н.К. К вопросу о скорочтении учащихся начальной школы. //Начальная школа - 2001 - №5 – С.110-119
28. Шпунтов А.И. Работа над средствами выразительности устной речи. // Начальная школа - 1989 - №4 – С.12-16 (1992 - №4 – С.16-21)
29. Ширшов Е.В. Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017.
30. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М.: Просвещение, 2015. - 239 c. 82.
31. Эльконин Б.Д. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников [Текст]. // Начальная школа. - 2006 - №6 - с. 5-14.
Темп чтения у этих детей высокий и составляет 25 и 28 слов в минуту соответственно, данные находятся в пределах возрастной нормы. При измерении техники чтения младшие школьники демонстрировали слоговое чтение с прочтением целых слов или чтение целыми словами. Ошибок в прочтении трудных слов не допускали, в подобных случаях могли переходить на слоговое чтение. При выявлении степени осознанности чтения младшим школьникам с высоким уровнем беглости чтения удалось ответить на 4 вопроса. Ученики отвечали развернуто, доказательно, охотно вступали в контакт с учителем, проявляли интерес к прочитанному. Затруднение вызвал вопрос: отчего в роще было весело и шумно? На него дети затруднились ответить.
2. У 50% первоклассников мы выявили средний уровень сформированности чтения (12 человек). Темп чтения у этих детей составил от 15 до 19 слов в минуту. Дети читали по слогам, но плавно. первоклассниками были допущены следующие ошибки:
брАла (вместо бралА)
траву (вместо травинку – додумывание слова)
голубей (вместо голубят – додумывание слова)
мё[д] (вместо мё[т] – орфографическое чтение)
При выявлении степени осознанности чтения младшим школьникам со средним уровнем беглости чтения удалось ответить на 3 вопроса. Ученики отвечали достаточно развернуто, доказательно.