Профессиональное самоопределение подростков с детским церебральным параличом, как фактор дальнейшей социализации
Введение
Проблема развития самопознания, самоопределение подростков с особо образовательными потребностями является актуальной в современном обществе. Выбор будущей профессии – это первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. И от того, как решит подросток эту проблему, зависит его благополучие и комфорт как в эмоциональном, так и в личностном планах. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться подростками уже в 13-15 лет. Согласно проведенным исследованиям лишь 10-15% старшеклассников имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% подростков не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе[1]. В Казахстане на 1 января 2021 года общая численность детей с инвалидностью до 18 лет составила 94,7 тыс., в том числе детей с диагнозом ДЦП – 17,9 тысяч (19%)[2]. У детей с двигательными нарушениями, значительно медленнее формируются социально значимые личностные качества и навыки, профессиональная направленность, поэтому им в целом намного сложнее сделать правильный профессиональный выбор, чем их здоровым сверстникам. Проблемой профориентации молодых инвалидов в разное время занимались такие ученые, как М. В. Агрба[3], А. А. Дыскин[4], В. В. Коркунов[5], И. И. Мамайчук[6], С. Л. Мирский[7], Е. М. Старобина[3], Л. М. Шипицина[6] и др. Серьезные затруднения в процессе профессионального самоопределения испытывают подростки с детским церебральным параличом. Это обусловлено причинами как объективного (связанных с наличием заболевания и его последствий, ограничивающих возможности человека), так и субъективного характера. К этапу окончания школы профессиональное самоопределение у подростков с ДЦП происходит медленнее, чем у их здоровых сверстников[8]. Мотивы профессиональной деятельности у них менее сформированы, более расплывчаты, часто находятся в отрыве от реальности и не учитывают имеющихся возможностей и способностей. Это определяет необходимость организации и проведения профориентационных мероприятий для данного контингента подростков.
Содержание
Введение......………………….………………………………………………..…...10
1 Научно теоретические основы развития подростков с детским церебральным параличом......………………..............................................................................14
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков с детским церебральным параличом…..............................…......................…….................14
1.2 Содержание и направления работы, направленной на профессиональное самоопределение подростков с детским церебральным параличом…………………………...…................................................................30
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию профессионального самоопределения подростков с детским церебральным параличом................37
2.1 Обоснование и разработка тренинга по профессиональному самоопределению «Твоя будущая профессия»..........................................................................................................37
2.2 Экспериментальная проверка эффективности тренинга по формированию профессионального самоопределения подростков с детским церебральным параличом...............................................................................................................41
Заключение.............................................................................................................56
Список использованных источников...................................................................59
Список использованных источников
1 Бакалбаева Г.А., Талгатова К.Т. Психологическое развитие старшекласников с ДЦП. // Молодой ученый.- 2015. - № 1.1. - 88-89 c.
2 Бюро национальной статистики Агенства по стратегического планированию и реформам Республики Казахстан [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https // bala.stat.gov.kz.
3 Агрба М. В., Старобина Е. М. Особенности профессиональной реабилитации лиц с интеллектуальными нарушениями в сочетании с психической патологией // Медикопсихолого-педагогическая реабилитация лиц с комплексными нарушениями (Сб. научн.тр.). – Санкт-Петербург, 2001. - С. 103-105.
4 Дыскин А.А., Танюхина. Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов: Руководство для подготовки социальных работников. - М.: Логос, 1996. - 222 с.
5 Коркунов В. В., Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ. - Свердловск, 1990. - 114 c.
6 Шипицина Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич.–СПб.: Дидактика Плюс, 2001. - 272 с.
7 Мирский С.Л., Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школ. – Москва: Просвещение, 1980. – С. 83-85.
8 Климов Е.А., Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
9 Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
10 Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича (Сб. научн. тр.). - 1991. - С. 21-24.
11 Болотова Н.П. Психолого-педагогическое изучение семей подростков с двигательными нарушениями. - Изд-во МПГУ, 2018. - 112 с.
12 Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Воронеж, 1996.
13 Семенова К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение) // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича (Сб. научн. тр.). - М., 1991. – С. 3–6.
14 Детский церебральный паралич [Электронный ресурс] – 2017. – Режим доступа: https // sites.google.com.
15 Информационный ресурс о детском церебральном параличе [Электронный ресурс] – 2014. – Режим доступа: https // dobroserdie.com.
16 Лаврик С. Ю., Домитрак С. В., Шпрах В. В. Нейрофизиологические методы исследования при ведущих неврологических синдромах. - Иркутск, 2012. - 36 с.
17 Баранов А. А. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом. – М.: Педиатр, 2014. – 84 с.
18 Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с детским церебральным параличом. - Ташкент: Медицина, 1979. - 487 с.
19 Голубев В.Л., Сухачева О.В., Воробьева О.В. Периодическая дистония // Невропатология и психиатрия. – 1996. – №3. – С.20–24.
20 Соколова В.С., Анастасиадис А.А. Адаптивное физическое воспитание детей с детским церебральным параличом. – Москва,2018. – 164с.
21 Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
22 Левин О.С. Тремор // Российский медицинский журнал. – 2001. – №5. – С. 36–40.
23 Семенова К.А. Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с детским церебральным параличом. - Ташкент: Медицина, 1979. - 487 с.
24 Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. - 192 с.
25 Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М., 1983. - 368 с.
26 Финкель Н.В. Социально-психологические особенности личности больных ДЦП // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича (Сб. научн. тр.). - М., 1991. - С. 44-59.
27 Мамайчук И. И., Пятакова Г.В. Исследование личностных особенностей детей с церебральными параличами // Дефектология. – 1990. - №3. – С. 21-23.
28 Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. – М.: Альфа, 2001. – 147 c.
29 Шулаева М.В. Психологические условия творческого развития подростков с последствиями детского церебрального паралича; Дис. канд. психол. наук: 19.00.07 Москва, 2007.-171 с
30 Мамайчук И.И., Чавес В. Влияние типов семейного воспитания на формирование личности у детей с ДЦП // Восстановительное лечение детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. - СПб.,1991. - С. 97-101.
31 Мамайчук И. И., Бахматова Е. Н. Комплексное исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича // Дефектология. -1984. - №2. - С. 14-20
32 Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Воронеж, 1996. - 256c.
33 Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод.пособие / под ред. Е. М. Старобиной. – М., 2007. – 304 с.
34 Мудрик А.В.Социализация человека: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. – 736 с.
35 Эриксон Э.Г. Детство и общество. – СПб.: Ленато, 1996. - 592 с.
36 Дюркгейм Э. Метод социологии. – М.,1999.
37 Воробьева М.В. Анализ личностных особенностей подростков, страдающих ДЦП, в условиях деятельности школьного психолога // Перспективы развития практической психологии. - Шадринск, 2001. - C. 136 -140.
38 Юшков Д.В. Особенности Я-концепции старших школьников с патологией опорно-двигательного аппарата: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07 Москва, 2005. - 175 с.
39 Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. - М.: МГППИ, 2001.
40 Шабалина Н.Б., Лаврова Д.И., Семенова К.А. Клинико-психологические аспекты профессиональной ориентации молодых инвалидов вследствие ДЦП // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации (Сб.науч.тр.). - М., 1989. - С. 5-19.
41 Шуплецова Т.С. Формирование профессиональной пригодности и критерии выбора профессии для учащихся спецшкол с дефектами физического развития: метод. пособие / под ред. Шульга Е.В. и Потенко А.П. – Минск, 1993. – 23 с.
42 Стеценко С.А., Рябоконь А.Г., Старобина Е.М. Формы профессиональной ориентации детей-инвалидов. - М., 1997.
43 Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. - М.: Генезис, 2000.
44 Лещинская Т.Л. Концепция стандарта образования детей с нарушениями психофизического развития // Дефектология. – 1998. – № 2. – С. 3–16.
45 Чернявская А. П. Психологическое консультирование при профессиональной ориентации. - М.: Владос-Пресс, 2001.
С целью ʙыявления уровня ᴄформированности профессионального самоопределения подростков с детским церебральным параличом ʜами было ᴨроведено ᴎсследование в КГУ «Специальная школа–интернат №2» управления образования Карагандинской области. Всего в ᴎсследовании ᴨриняло участие 20 подростков, из них 12 юношей и 8 девушки. Для исследования ᴄформированности профессионального самоопределения подростков с детским церебральным параличом использовался метод психодиагностики. Для этого была использована методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской[45]. Данная методика использовалась для выявления профессиональных интересов, мотивов выбора профессии, факторов, влияющие на выбор, информированности подростков с детским церебральным параличом о профессиях, принятие самостоятельного решения, коммуникативность подростков с детским церебральным параличом. Опросник представляет собой 99 утверждений о выборе будущей профессии и об особенностях их представлений о мире профессий. Если они согласны с тем, что написано в утверждении, то в бланк листа ответов ставят знак «+», если не согласны – знак «-».Ответить необходимо на все вопросы. Искренность ответов даёт возможность более чётко определить те проблемы, которые следует решить для более удачного профессионального самоопределения подростка с ДЦП. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Анализ ᴫитературы ᴨо ᴛеме ᴎсследования ᴨоказал ʜедостаточный уровень ᴏсвещения ʜаучно-ᴏбоснованного ᴨодхода ᴋ ʙопросу формирования профессионального самоопределения подростков с детским церебральным параличом. Это ᴄлужит ᴨричиной разработки тренинга ᴨо формированию профессионального самоопределения подростков с детским церебральным параличом «Твоя будущая профессия» и ʙнедрения ее в ᴨедагогический ᴨроцесс ᴋоррекционно- развивающих учреждений с целью ᴨроверки ее эффективности. Эффективность ᴨредлагаемого тренинга была ᴏценена ᴨри ᴨроведении эксперимента.