Применение групповых форм работы учащихся на уроках биологии
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.
Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Личностно-ориентированная модель образования обладает наибольшим развивающим потенциалом и ориентирована на создание гуманного социума. Гуманный социум способен обеспечить гармонию отношений личности и общества, преодолеть кризисные и конфликтные явления, обеспечить развитие способностей человека, осуществить приобщение к истинно человеческим видам деятельности, важнейшим из которых является коммуникация.
В качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривать формирование индивидуальности учащихся, талантливых, способных, усердных, с развитыми коммуникативными универсальными учебными действиями, участников открытого педагогического процесса, подготовленных к жизни в открытом обществе, начиная с первых лет обучения в школе.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 6
1.1. Понятие «форма организации обучения» и ее виды 6
1.2. Педагогическая значимость групповой работы в организации обучения учащихся на уроках биологии 15
1.3. Организация групповой работы 21
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 27
2.1. Организация и этапы исследования 27
2.2. Экспериментальная работа по применению групповых форм работы учащихся на уроках биологии 28
2.3. Анализ результатов исследования 38
Выводы по 2 главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
ЛИТЕРАТУРА
1. Аракчеева З.В. Основные принципы учебной деятельности / Аракчеева З.В.// Science Time, 2015. – №2 (14). – 16–17 с.
2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. М: Лист-Нью, 2004. – 1117 с. .
3. ГИА-2013. Биология: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. В.С. Рохлова. М.: Издательство «Национальное образование», 2012. - 201 с. (ГИА – 2013. ФИПИ – школе).
4. Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98 с.
5. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) – М: ТЦ «Сфера», 2005. - 126 с.
6. Байбородова, Л.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя [Текст] / Л.В. Байбородова, Т.В. Лаптева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 176с.
7. Воронина Г.А., Исакова С.Н. Биологический тренажер: 6 – 11 классы: дидактические материалы. М.: Вентана – Граф, 2009. - 192 с.
8. Беляев О.М. Современный урок. К.: Рад. шк., 1981. – 176 с. . Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2005. – 208 с.
9. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.,1977. – 204 с.
10. Баханов К.О. Инновационные модели, системы и технологи обучения истории в школе: Монографія Запорожье: Просвещение, 2000. – 160 с.
11. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: – М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2012. - 167 с.
12. Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе. М.,1957. – 360 с.
13. Зимняя И.А. Учебная деятельность – специфический вид деятельности / Зимняя И.А. // Эксперимент и инновации в школе, 2010. – №1. – 4 с. –40 – 41 с.
14. Иваненко А.М. Современный урок. – Москва: Прогресс, 2005.
15. Козина, Е.Ф. Инновационные технологии в начальном естественнонаучном образовании [Текст] / Е.Ф. Козина // Инновации в начальном образовании и проблемы подготовки учителя: сб. науч. cтатей / сост. Л.П. Стойлова. – М.: Экон-информ, 2011. – С. 38 – 45.
16. Кошманова Т.С. Развитие педагогического образования (1960-1998 рр.). Львов: Свет, 2008. – 486 с.
17. Ксендзова Г.Ю. Перспективные школьные технологи. М.: Педобщество России, 2000. - 98 с.
18. Кукушин В.С. Теория и методика обучения: учеб. пособие / В.С. Кукушин – Ростов-на-дону: Феникс, 2005. -271 с.
19. Кулагина И.В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения / Кулагина И.В.// Наука и школа, 2010. – №2. – 56 с.
20. Лернер И. Дидактические основы обучения. - М.: Просвещение, 1987. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. Мн.: Книжный дом, 2004. - 115 с.
21. Марусева И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов / И.В. Марусева – Санкт-Петербург: Директ-Медиа, 2015. – 315 с.
22. Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии [Текст] / Г.М. Муртазин. М., 1989. – 308 с.
23. Никишов, В.И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы [Текст] / В.И. Никишов. – М.: Дрофа, 1996. – 401 с.
24. Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач / ФИПИ авторы –составители: Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова М.: Интеллект-Центр, 2012. – 99 с.
25. Пакулова, В.М. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов [Текст] / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
26. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 1999. – 239 с.
27. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. М.: Академия, 2007. – 280 с.
28. Природоведение. Биология. Экология: 5 – 11 классы: программы. М.: Вентана – Граф, 2008. – 176 с.
29. Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской – Москва: Молодая гвардия, 1997. – С. 214-241.
30. Репкин, В. В. Развивающее обучение: теория и практика: учеб. пособие / В. В. Репкин, Н. В. Репкина – Томск, 1997. – 210 с.
31. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. М.: Дрофа, 2004. – 46 с.
32. Селевко Г.К. Современные образовательные технологи. М.: Народное образование, 1998. – 105 с.
33. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология: учебное пособие: в 3 ч. М.: Вентана- Граф, 2007. – 176 с.
34. Ярошенко О.Г. Групповая учебная деятельность школьников: теория и методика. К.: Партнер, 1997. – 193 с.
35. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001. – 253 с.
36. Чернышова Ю. Интерактивные методы: обучение пониманию // Биология в школе, 1998. – № 3. – С. 30-35.
Ученикам дается серия утверждений, основанных на определенном вопросе. Они могут включать заявления основных участников проблемы с обеих сторон. Ученики анализируют утверждения и решают, факт это или мнение. Они обдумывают, на основании чего они сделали такой вывод, и представляют свои доводы классу во время сессии опроса мнения. Ученики могут и дальше исследовать сходства и различия в суждениях между группами. Во время последующего размышления ученики могут сконцентрироваться на процессах, которые привели их к этим выводам. Как группы пришли к подобным выводам? Было ли у них много разных мнений? Пришли ли они к консенсусу? Были ли приведены эффективные доводы? Были ли эти доводы четно выражены? Распределялись ли роли внутри группы? Прием «Стратегия исикавы» Используя определенные последствия в качестве отправной точки, эта работа поощряет учеников к тому, чтобы рассмотреть и создать список причин, которые могли привести к этому последствию. Ученики могут работать у доски, у стены, вокруг стола. Ученики в маленьких группах получают страницу, на которой изображена схема рыбьего скелета. Ученики пишут последствие на кончик, или нос скелета. Четыре жирные лини (или рыбьи кости) представляют возможные основные причины. Более маленькие горизонтальные «кости» добавляют детали к основным костям.