Изучение элементов синтаксиса в условиях поликультурной среды
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Российское общество на современном этапе его развития характеризуется многообразием этнического состава. В связи с этим процесс обучения в образовательных учреждениях осуществляется в условиях поликультурной среды, представляющей собой межкультурное и межъязыковое пространство, в котором взаимодействуют представители различных языков и культур. В едином многонациональном образовательном пространстве особую значимость приобретает языковое образование учащихся, которое предполагает организацию познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие учащихся [44, c. 1310]. В системе начального языкового образования особую значимость приобретают вопросы, связанные с изучением элементов синтаксиса, поскольку предложение как основная синтаксическая единица языка служит средством формирования и выражения мыслей, средством общения. Эффективному усвоению элементов синтаксиса в условиях поликультурной среды, активизации мыслительной деятельности учащихся-инофонов в значительной степени способствует коммуникативно-деятельностный подход, который оказывает положительное влияние формирование коммуникативной культуры обучающихся. При использовании данного подхода школьники, плохо владеющие русским языком, усваивают синтаксические знания и умения в процессе активной речевой и коммуникативной деятельности. Вопросам использования коммуникативно-деятельностного подхода в процессе обучения посвящены исследования таких ученых, как Е.С. Антоновой, В.И. Капинос, А.Ю. Купаловой, Г.К. Лидман-Орловой, С.И. Львова, Л.А. Тростенцовой. По мнению ученых, «коммуникативно-деятельностный подход способствует активному использованию полученных знаний, умений и навыков в речевой практике.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СИНТАКСИСА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 6
1.1 Лингвистические основы методики изучения элементов синтаксиса в начальных классах 6
1.2 Изучение элементов синтаксиса в начальных классах: методический аспект 14
1.3 Современные подходы к обучению русскому языку в условиях поликультурной среды 26
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 32
2.1 Возможности современных программ и учебников по русскому языку для организации работы над элементами синтаксиса в начальных классах 32
2.2 Характеристика уровня сформированности синтаксических знаний и умений учащихся 4 класса 58
2.3 Опытное обучение, его результаты 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова Е. В. Аксиологический подход к обучению русскому языку в полиэтнической образовательной среде // Самарский научный вестник. 2015. №1. – С.1-21.
2. Быстрова Е. А. Аксиологический подход в преподавании русского языка в современной школе / Е. А. Быстрова // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): Материалы Международной научнопрактической конференции (19-20 марта 2009) - М.: МПГУ, Ярославль: РЕМ ДЕР 2009. - с. 7-9.
3. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
4. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет". - Москва : МПГУ, 2019. – 212 с.
5. Дейкина А. Д. Духовно-нравственное развитие учащихся средствами русского языка // Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. в МПГУ 20–21 марта 2008 г. М.–Ярославль, 2008. С. 11–16.
6. Зеленова О. В. Формирование культуры межнационального общения на уроках русского языка в условиях полиэтнической школы / О. В. Зеленова // Начальная школа. – 2015. – № 11. – с. 22-26.
7. Зиновьева Т. И. Готовность учителя к воспитанию ребенка как человека культуры в условиях языкового многообразия школы // Педагогическое образование. 2016. № 9. – С. 65-69.
8. Зиновьева Т. И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. - М.: Академия, 2007. – 304 с.
9. Канакина В. П. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 143 с.
10. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 143 с.
11. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 143 с.
12. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.
13. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
14. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 159 с.
15. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 159 с.
16. Климанова Л. Ф. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Л. Ф. Климанова, С.Г. Макеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 143 с.
17. Климанова Л. Ф. Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова, С.Г. Макеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.
18. Климанова Л. Ф. Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, С.Г. Макеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.
19. Климанова Л. Ф. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова, С.Г. Макеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 12-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 160 с.
20. Климанова Л. Ф. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, С.Г. Макеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 12-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 160 с.
21. Климанова Л. Ф. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова, С.Г. Макеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 12-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 160 с.
22. Климанова Л. Ф. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, С.Г. Макеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 12-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 160 с.
23. Комплексная система обучения детей мигрантов русскому языку и русской культуре в поликультурной начальной школе города Москвы: коллективная монография / Науч. ред.: Т.И. Зиновьева. – М.: Издательство «Перо», 2016. – 231 с.
24. Лысакова И. П. Методика обучения русскому языку как неродному (бакалавриат). Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Кнорус», 2019. – 150 с.
25. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М., «Академия», 2008. – 464 с.
26. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М. : Просвещение, 1987.
27. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 468 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
28. Методика обучения русскому языку как неродному: учебное пособие / под ред. проф. И.П. Лысаковой. — М.: Издательство «Русайнс», 2015 — 160 с.
29. Методика обучения русскому языку как неродному: учебно-методическое пособие / коллектив авторов под ред. И.П.Лысаковой. – Москва: Кнорус, 2019. – 150 с.
30. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература» / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.: Под ред. М.Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990, 456 с.
31. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – изд. 6-е, переработанное. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. – 344 с.
32. Модернизация комплексной системы обучения русскому языку детей мигрантов на начальной ступени обучения: коллективная монография / науч. ред.: Т. И. Зиновьева. М.: «Перо», 2016. С. 156.
33. Обучение русскому языку как неродному: педагогический опыт Санкт-Петербурга: сборник статей. – СПб.: СПб АППО, 2012.– 117 с.
34. Омельчинко Е. Л. Адаптация детей мигрантов в школе. Методическое пособие: рекомендации по проведению комплекса адаптационных мероприятий в общеобразовательных учебных заведениях РФ / Омельчинко Е.Л., Андреева, Ю.В., Сабирова Г.А., Купец, Я.Н. – изд. Ульяновский государственный университет, 2010. – 300 с.
35. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
36. Русский язык / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л.П. Крысин и др.; Под ред. Л. Л. Касаткина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 768 с.
37. Сборник рабочих программ «Школа России». 1—4 классы. М. : Просвещение, 2011.
38. Современный русский язык: учебник для бакалавров / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков; под ред. П. А. Леканта. — М.: Издательство Юрайт, 2014. – 559 с.
39. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3.Синтаксис. Пунктуация / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М.: Просвещение, 1987. – 256 с.
40. Сухушина Е. И. К проблеме обучения младших школьников русскому языку в полиэтническом классе // Научно-педагогическое обозрение. – 2015. – № 3 (9). – с. 92-100.
41. Трегубова Л. С. Концептный подход как средство обогащения словаря младших школьников в условиях поликультурной среды // Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования: сборник научных статей. Вып. 2 [Электронный ресурс] / отв. ред. В.И. Бычков. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – С. 312-316.
42. Трегубова Л. С. Принципы обучения младших школьников русскому языку в условиях поликультурной среды // Языковое и литературное образование в современном обществе: сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб., 2016. С. 292–298.
43. Трегубова Л. С. Реализация взглядов М. Р. Львова на проблему развития синтаксического строя речи младших школьников в практике современной начальной школы // Школа будущего. Научно-методический журнал. 2017. № 1. С. 90–97.
44. Трегубова Л. С. Современные подходы к обучению русскому языку в условиях многоязычия // Международное некоммерческое партнерство преподавателей русского языка и литературы "МАПРЯЛ". 2019. С. 1310-1313.
45. Трегубова Л. С. Формирование культурной идентичности обучающихся в условиях многоязычия современной начальной школы // Начальное филологическое образование и подготовка учителя: проблемы формирования культурной идентичности. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов и студентов. М.: Экон-Информ, 2017. С. 30–37.
46. Уша Т. Ю. Интегративная методика обучения русскому языку в современной поликультурной школе: к постановке проблемы // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 6 (46). – с. 133-136.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Рос. Федерации. М., 2011. URL: http://минборнауки.рф/documents/922 (дата обращения: 04.06.2022).
48. Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М.: Просвещение,1981. - 159с.
49. Хамраева Е. А. Лингводидактические основы измерения коммуникативных умений билингвов // Наука и школа. – 2018. – № 3. – с. 29- 40.
50. Шаклеин В. М., Рыжова, Н.В. Современные методики преподавания русского языка нерусским: Учеб.пособие. – М.: РУДН, 2008. – 258 с.
51. Юсупова З. Ф. Теория и практика обучения русскому языку в поликультурной среде. – Казань: Казан. ун-т, 2015. – 36 с.
Задание 4. В конце предложений вместо вопросительного знака поставьте восклицательный знак. Изменится ли смысл каждого предложения? Обоснуй свой ответ. Активное осмысление учебных материалов по пунктуациям и пунктуации формирование умения пунктуации младшего школьного возраста способствует формированию умения пунктуации. В различных игровых ситуациях. Именно в этом ученик может быть способен. Чтобы выполнить такую огромную умственную работу, которую можно было бы абсолютно выполнить. Она недоступна в обычной учебной ситуации. В систему пунктуационных упражнений введены такие упражнения, позволяющие ученикам понять, что неправильная постановка символов препинаний может нарушать смысл написанного и их исправление осуществляется в ходе игры «Не нарушай границу».
- «Территория» одного предложения отделяется от «территории» другого границами. Роль «пограничных столбов» выполняют знаки препинания. Если «пограничный столб» оказывается не на месте, то нарушается граница предложения (то есть слова одного предложения» оказываются на «территории» другого предложения). В результате нарушается смысл предложения и получается смешная нелепость.