Конкурентоспособность продукта и методы его оценки
Введение
В современной рыночной экономике остро стоит проблема конкурентоспособности продукта и ее оценки. Конкурентоспособность выражает совокупность возможностей страны, любого производителя создавать, производить и продавать товары и услуги. На рынке конкуренция создает угрозу вытеснения, чем мотивирует производителей работать над качеством и другими показателями конкурентоспособности своего продукта, в свою очередь, рынок оценивает результаты, проведенной работы. В условиях развитого конкурентного рынка становится необходимым изучение конкурентоспособности продукта, чтобы у производителя была возможность установить факт и причину снижения данного показателя. Результаты исследования способствуют принятию рационального решения относительно производимого продукта: прекратить производство данной единицы продукции или модернизировать её, перевести на другой рынок и т.д. Снятие с производства товара, который не исчерпал возможности своей конкурентоспособности, с экономической точки зрения нецелесообразно. Для компании не достижимы положительные финансовые результаты, невозможно удержание своих позиций на рынке и формирование конкурентных преимуществ, если не будет определена конкурентоспособность, производимого продукта, а также не разработана стратегия по повышению конкурентоспособности, чем и определяется актуальность выбранной нами темы данной курсовой работы. Объект исследования: сущность понятия «конкурентоспособность» и методика её оценки. Предмет исследования: конкурентоспособность продукции АО «Сыктывкарпиво». Целью курсовой работы является определить сущность понятия "конкурентоспособность" и оценить конкурентоспособность продукции на примере АО «Сыктывкарпиво».
Содержание
Введение 3
Глава 1. Сущность и понятие конкурентоспособности 5
1.1. Сущность понятия конкурентоспособности 5
1.2. Показатели конкурентоспособности продукции 11
1.3. Факторы конкурентоспособности 14
Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции 20
на примере АО «Сыктывкарпиво» 20
2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации 20
2.2. Анализ рынка пивных напитков России и Республики Коми 27
2.3. Методы оценки конкурентоспособности продукции АО «Сыктывкарпиво» 30
3.1. Анализ конкурентоспособности продукции организации 38
3.2. Пути повышения конкурентоспособности 45
Заключение 50
Список источников 52
Приложение 1 55
Список источников
1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
2. Абчук В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 239 с
3. Андреева, А.Е. Многофакторный анализ конкурентоспособности предприятия / А.Е. Андреева // Наука и бизнес: пути развития.–2017.–№ 3.– С. 25–28.
4. Ансофф И. «Стратегическое управление»: Экономика; Москва; 1989
5. Белоусова, Д.С. Понятие и сущность конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность / Д.С. Белоусова// Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2016. № 15–2.– С.72–76.
6. Березов, Н. И. Конкуренция в экономике / А. И. Березов. – М.: Ника-Центр, 2018. – 768 с.
7. Борщева А. В., Ильченко С. В. Факторы конкурентоспособности предприятия //Бизнес и дизайн ревю. – 2018. – №. 1 (9).
8. Боумен К. Основы стратегического менеджмента, М.: ЮНИТИ, 2017, 175 с.
9. Вашко, Т.А. Стратегия и конкурентоспособность/ Т.А. Вашко // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2018. – № 7 (7).–С.10.–14.
10. Вечер Р. Е., Быкова Е. Ю. Пути повышения конкурентоспособности организаций пивоваренной отрасли. – 2020.
11. Гавшина В. Е. Методы оценки конкурентоспособности предприятий //Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – №. 5-1. – С. 47-49.
12. Гельвановский М., Журковская В., Трофимова И. Указ. соч. С. 35.
13. Долгов, Д.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. / Д.И. Долгов. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 298 с.
14. Иванова Л.А. Маркетинговые исследования: практика проведения анализа конкурентоспособности организации / Л.А. Иванова // Современное общество и власть. – 2018. — №7. – С. 67-69
15. Каткова Т.В. Конкурентоспособность, как фактор взаимодействия предприятия с внешней средой / Т.В. Каткова // Актуальные вопросы управления, экономики и права. Современное образование и его роль в жизни общества: материалы международной научно-практической конференции. – Новосибирск. — 2018 – С. 55-59.
16. Квасникова В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. — М.: Инфра-М, Новое знание, 2015. — 192 c.
17. Кузьмина Е. Е. Маркетинг : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Кузьмина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 385 с.
18. Мокроносов А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2018. – 194 с.
19. Павленко Н.С. Показатели конкурентоспособности / Н.С. Павленко, О.А. Рущицкая // Аграрное образование и наука. 2019. № 1. С. 58.
20. Сартбаев, С. Е. Методические рекомендации по анализу показателей конкурентоспособности предприятия / С. Е. Сартбаев. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 176 с.
21. Сергеев, А.А. Стратегический подход и методология управления конкурентоспособностью организации/ А.А. Сергеев // Знание. – 2016. – № 5 – 2 (34).– С–70–76.
22. Устимкин О.А. Оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия / О.А, Устимен // Форум молодых ученых. – 2019. — №1 (29). – С. 7-10
23. Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие / под ред. Т. Г. Философовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 58–59.
24. Царев В., Кантарович А., Черныш В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология. – Litres, 2022.
25. Юдинов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. – М.: АКаЛиС, 2016.
26. Яковлев Т. В. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПИВОВАРЕННОЙ ПРОДУКЦИИ РФ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА //Экономическое прогнозирование: модели и методы. – 2020. – С. 76-79.
27. Официальный сайт «Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми». URL: https://komi.gks.ru/ (Дата обращения: 24.04.2022);
28. Официальный сайт АО «Сыктывкарпиво». URL: https://www.pivokomi.ru/ (Дата обращения: 24.04.2022);
29. Официальный сайт ООО «Альпина» URL: http://zavod-alpina.ru/ (Дата обращения: 26.05.2022);
30. Официальный сайт ООО "БОРИХИНСКИЙ ПИВЗАВОД". URL: https://boriha.ru/ (Дата обращения: 26.05.2022);
31. Официальный сайт АО "Камчатское пиво". URL: http://www.kampivo.ru/ (Дата обращения: 26.05.2022);
32. Справка о состоянии розничного рынка продаж алкогольной продукции на территории Республики Коми.
33. Бухгалтерская отчетность АО «Сыктывкарпиво». URL: https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=17653&type=3&attempt=1 (Дата обращения: 24.04.2022).
Таким образом, ООО «Альпина» обладает высокими темпами рыночного роста и занимают наибольшую долю на рынке из рассмотренных компаний. Для АО «Сыктывкарпиво» характерна большая доля рынка, при низком темпе роста. Далее проведем оценку конкурентоспособности на основе уровня продаж. Для этого рассчитаем относительную долю продаж АО «Сыктывкарпиво» по сравнению с конкурентом, как частное от деления объема продаж АО «Сыктывкарпиво» и суммы объема продаж АО «Сыктывкарпиво» и объема продаж рассматриваемого конкурента.
Приведем полученные показатели:
ООО "Альпина" – 47,12%
ООО "Борихинский пивзавод" - 47,40%
АО "Камчатское пиво" - 53,73%.
Данная характеристика выражает степень предпочтения товара АО «Сыктывкарпиво» на данном рынке товару-аналогу. Из приведенных результатов можно сделать вывод о том, что потребители в большей степени отдают предпочтение ООО «Альпина» за счет более высоких показателей объема продаж. Следующий метод оценки конкурентоспособности «5 сил Портера» для оценки потенциальных рисков, которые могут так или иначе оказать влияние на АО «Сыктывкарпиво».