Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Введение
Главной задачей современной практической и теоретической логопедии - подготовка к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи. Оптимальная эффективность начального образования во многом зависит от уровня грамотности, который является основой обучения. Но чтобы овладение письмом и чтением стало возможным, подготовка обучения грамоте должно осуществляться на основе достаточного уровня сформированности речи и неречевых психических функций (слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, анализ языка и синтез, грамматическая структура речи, пространственные представления, моторика, процесс мышления). Группа известных ученых (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Н. С. Жукова и др.) доказали, что существует прямая связь между уровнем речевого развития ребенка и его способностями к грамотности. У детей с ОНР с различными речевыми и сенсорными нарушениями затрудняется освоение процесса письма и чтения, а в дальнейшем может вызвать специфические нарушения.Известно, что вторичные отклонения легче предотвратить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому Р. Е. Левина и её последователи Н. А. Никашина, Г. А. Каше и Т. Б. Филичева, выдвинули принцип предупредительного подхода к дошкольникам. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в открытии логопедических групп, специальных детских садов для детей с нарушениями речи. В задачи коррекционной подготовки входит не только исправление первичного дефекта, но и обязательная подготовка детей к школе, то есть к усвоению элементов грамоты.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте 5
1.1 Понятие о готовности к обучению грамоте 5
1.2 Формирование в норме процесса письменной речи 9
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12
1.4 Логопедическая работа по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 16
Выводы по главе I 21
Глава 2. Исследование уровня подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
Выводы по главе II 33
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложения 42
Список использованной литературы
1. Аксенова, М.В. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи [Текст] /М.В. Аксенова // Дошкольное воспитание, - №8.-2013. – С.15-19
2. Алтухова, Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении [Текст]/ Т.А. Алтухова. – Белгород.: Алса, 2008. – 164 с.
3. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. Пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 64 с.
4. Безруких, М.М. Как научить ребенка писать красиво [Текст] /М.М. Безруких/. – М.:Дидакт, 2005. – 98с.
5. Ванюхина Г.А. Природосообразные подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста как профилактика дислексий [Текст] / Г.А. Ванюхина // Логопед. - №3. - 2007.- С. 15-19.
6. Воеводина, Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте [Текст] / Е.С. Воеводина // Школьный логопед. - № 6. - 2015. – С. 10-13.
7. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0091/6_0091-1.shtml. Дата обращения 21.11.2019
8. Выготский, Л.С. Развитие устной речи. Детская речь. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1996. – 179с.
9. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму [Текст] / Е.А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 4. - 2018.- С.9 -12.
10. Елецкая, О.В. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи [Текст] / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская // Логопед. - № 2. - 2016. – С.22-26.
11. Иншакова, О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма. Принципы и методы коррекции нарушений речи [Текст] / О.Б. Иншакова. – СПб.: Литера, 2010. – С.75-82.
12. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] / Е.В. Карпова. – Ярославль, 2017. – 87 с.
13. Каше, Г.А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей [Текст] / Г.А. Каше. Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – С. 213-228.
14. Кашкаха, С.А. Игры и упражнения на развитие и усвоение навыков полного звукового анализа [Текст] / С.А. Кашкаха // Логопед в детском саду. – 2013.- №7.- С. 6-15.
15. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] /М.М. Кольцова. – М.: Просвещение, 1973. – 119с.
16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014. – 154 с.
17. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. – Спб.: Речь, 2003. – 330 с.
18. Кувыкина, Е.М. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью основных функций фонематической системы [Текст] / Е.М. Кувыкина // Логопед. – 2018.- №6. – С. 90-96.
19. Лагутина, А.В. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи: Дис. … канд. пед. наук [Текст] / А. В. Лагутина. – М.: Просвещение, 2007. - 195 с.
20. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция [Текст] / Р.И. Лалаева. – Ростов н/Д.: «Феникс», СПб: «Союз», - 2004. – 247 с.
21. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. (Алексия и аграфия) [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Учпедгиз, 1940. – 72 с.
22. Леонтьев, А.А. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста [Текст] /А.А. Леонтьева.- М.: Просвещение, 2015. – 223с.
23. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб.пособие для студ.психол.фак. высш. Учеб. Заведений/ А.Р.Лурия. - М.: «Академия, 2012. - 352 с.
24. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие [Текст] / Л.Г. Милостивенко. - СПб: Стройлеспечать, 2017. — 64 с.
25. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. [Текст] /Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 256с.
26. Овсюкова Т.В. Формирование предпосылок к овладению грамотой дошкольниками с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. - № 4. – С. 33-40
27. Огаркина, А.В. Выявление предрасположенности дислексии у дошкольников: Дис. … канд. пед. наук [Текст] / А.В. Огаркина. – М., 2002. - 229 с.
28. Орфинская, В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. Т.3 [Текст] /В.К. Орфинская. – ТР ЛГИПИ им. Герцена, 1946. – 154с.
29. Османова, Г.А. От игры к письму [Текст] /Г.А. Османова // Логопед в детском саду. - № 1. - 2018. – С.6-9.
30. Русецкая, М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография [Текст] /М.Н. Русецкая. - СПб.:КАРО, 2007.-192с.
31. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: Владос, 1997. – 258с.
32. Сергеева Е.Е. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР - это обучение и воспитание в логопедической группе [Текст]: / Е.Е. Сергеева // Логопедия сегодня. – 2016. - № 2. - С. 52-64.
33. Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников [Текст] / А.Л. Сиротюк – М.: Сфера, 2011. – 80 с.
34. Сухонина, Н.И. Подготовка руки к письму у детей со стертой псевдобульбарной дизартрией [Текст] / Н.И. Сухонина // Логопед в детском саду. - № 1. - 2016. – С. 12-16.
35. Триггер, Р.Д. Подготовка к обучению грамоте [Текст] /Р.Д. Триггер. – Смоленск, 2016. – 80с.
36. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада. –2 М., 1993. – 378 с.
37. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: Юристъ, 2010. – 253 с.
38. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. [Текст] / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
При анализе грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи мы установили, что у всех детей экспериментальной группы (100%) низкий уровень его развития. При выполнении первого задания дети продемонстрировали трудности в употреблении предложно-падежных конструкций. В частности, дети допускали ошибки в употреблении предлогов с пространственным значением. Они давали следующие ответы: «заяц между столом» (вместо из-за стола), «машинка из-за столом» (вместо под столом) и др. Распространенными ошибками при выполнении задания на образование формы мн.ч. И.п. и Р.п. имен существительных были следующие: слово «ведро»: мн.ч. И.п. - «ведрá», мн.ч. Р.п. - «ведров»; слово «ухо»: мн.ч. И.п. - «ухи», мн.ч. Р.п. - «ухов»; слово «лев»: мн.ч. И.п. - «левы», мн.ч. Р.п. - «левов». Были также распространены ошибки при образовании уменьшительно-ласкательных форм имен существительных: «кольцо - кольцушко», «петля - петлюшка», «окно - окношечко» и др. По результатам нашего исследования связная речь также находится на низком уровне у 100% старших дошкольников, вошедших в состав экспериментальной группы. В задании, предполагающем составление описательного рассказа снова проявилась бедность словаря признаков. Имея бедный словарь имен прилагательных, дети указывали лишь на наиболее характерные особенности описываемого объекта, часто повторялись, переспрашивали. Кроме этого, в рассказах, составляемых дошкольниками с общим недоразвитием речи с опорой на картинки не соблюдалась структура рассказа, нарушалась логика изложения, пропускались существенные события. При ответах на вопросы, предполагающие установление причинно-следственных связей большинство детей не смогли верно справиться даже при помощи педагога, что свидетельствует о недостаточном уровне развития мышления, несформированности логических операций. (см. Приложение 8)