Развитие социальной компетентности младших школьников с использованием метода проектов во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
В основе Федеральных государственных образовательных стандартов лежит компетентностный подход, характеризующийся личностной направленностью к каждому школьнику. Личность школьника развивается в ходе образовательного процесса, что приводит к становлению такой цели образовательного процесса, как формирование компетентности школьника. Когда ребенок приходит в школу, перед ним стоит задача освоения школьной программы, а также личностное развитие. Результатом личностного развития является готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно - смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции; правосознание; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Социальная компетентность складывается из знания норм и правил общения и поведения в обществе, знания продуктивных способов взаимодействия с окружающими людьми, знания собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха, стремления проявлять себя в социально одобряемой деятельности, достижении успехов, ценностного отношения к творчеству, ценностного отношения к себе и другой личности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Теоретические аспекты развития социальной компетентности младших школьников с использованием метода проектов во внеурочной деятельности…………………………………………………………………….10
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………10
1.2. Особенности развития социальной компетентности с использованием метода проектов детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………10
Глава 2.Практические аспекты развития социальной компетентности младших школьников с использованием метода проектов во внеурочной деятельности…………………………………………………………………….42
2.1.Анализ работы педагогов по развитию социальной компетентности младших школьников с использованием метода проектов во внеурочной деятельности……………………………………………………………………...42
2.2.Организация работы по развитию социальной компетентности младших школьников с использованием метода проектов во внеурочной деятельности……………………………………………………………………..48
Заключение…………………………………………..……………………….…59
Список использованных источников………………………………………..62
Приложение А……………………………………………………………..........67
Приложение Б…………………………………………………………………..69
Приложение В…………………………………………………………………..71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аркин, Е.А. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся : учебное пособие / Е.А. Аркин. - Москва : Академия, 2018. - 240 с. - Текст: непосредственный.
2. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс. - 2018. - 301 с. -ISBN 984-5-973608-243-2. - Текст: непосредственный.
3. Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности : методическое пособие / Е.А. Белицкая. - Москва : ТЦ Сфера, 2017. - 234 с.-ISBN 978-5-443608-243-2. - Текст: непосредственный.
4. Белостоцкая, Е. М. Основы воспитания детей от 3 до 9 : учебное пособие / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова. - Москва : Просвещение, 2018. - 273 с. -ISBN 972-5-988608-243-2. - Текст: непосредственный.
5. Беляков, Е. М. Проектная деятельность в образовании / Е. М. Беляков. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2019. - 75 с. -ISBN 978-5-973608-443-2. - Текст: непосредственный.
6. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: Ин-т проф. обр. РАО. - 2018. - 336 с. -ISBN 948-5-973608-663-2. - Текст: непосредственный.
7. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в проектной деятельности : методическое пособие / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - Москва : Просвещение, 2018. - 375 с.- Текст: непосредственный.
8. Васильева, Л. Н. Возможности метода проектов во внеурочной деятельности в развитии социальной компетентности младших школьников / Л. Н. Васильева, Е. А. Долгополова, Н. А. Саушкина. - Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. - С. 1-2. - URL: https://moluch.ru (дата обращения: 13.01.2022).- Текст: электронный.
9. Ветлугина, В. П. Возможности метода проектов во внеурочной деятельности в развитии социальной компетентности младших школьников / В. П. Ветлугина. - Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2018 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2015. - С. 188-191. - URL: https://moluch.ru (дата обращения: 13.01.2022). - Текст: электронный.
10. Галакова, О. В. Модель развития социальной компетентности младших школьников // Вестник ВГТУ. 2012. №10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-razvitiya-sotsialnoy-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 17.01.2022).- Текст: электронный.
11. Галигузова, Л. Н. Развитие игровой деятельности : методическое пособие / Л.Н. Галигузова, А.Р. Малер. - Москва : Мозаика-Синтез, 2016. - 653 с. -ISBN 933-5-96608-243-1. - Текст: непосредственный.
12. Гирусов, Э. В. Воспитание основ социальной компетентности младших школьников : методическое пособие / Э.В. Гирусов, Е.В. Гончарова. - Москва : Творческий центр, 2016. - 513 с. -ISBN 933-5-94708-243-2. - Текст: непосредственный.
13. Демиденко, Л. В. Теоретические аспекты изучения социальной компетентности детей младшего школьного возраста // Проблемы педагогики. 2020. №1 (46). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 13.01.2022). - Текст: электронный.
14. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: ИНФРА. - 2018. - 52 с. - Текст: непосредственный.
15. Зимняя, И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2017. № 6. С. 2-10. -ISBN 978-5-11108-243-8. - Текст: непосредственный.
16. Калинина, Н. В. Развитие социальной компетентности у младших школьников // Психология и школа: науч.-практ. журн. 2019. № 4. С. 62-72. -ISBN 978-5-77108-243-8. - Текст: непосредственный.
17. Калинина, Н. В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. М.: Кострома. 2021. С. 146-148. -ISBN 966-5-94108-263-8. - Текст: непосредственный.Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы Москва: Издательский центр «Академия», 2019. 215 с.
18. Калинина, Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. 2021. №4. С. 16-19. -ISBN 444-5-94108-243-4. - Текст: непосредственный.
19. Коблянская, Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности // Дисс. канд. психол. наук. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2018. С. 210. -ISBN 978-5-94108-773-8. - Текст: непосредственный.
20. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2015. - 448 с. -ISBN 918-5-94708-213-2. - Текст: непосредственный.
21. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2т. / Я. А. Коменский. -М.: Педагогика. - 2010. - 656 с. -ISBN 971-5-94708-243-1. - Текст: непосредственный.
22. Кондаков, А.М. Развитие социальной компетентности младших школьников / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2018. - № 9. - С. 13-19. -ISBN 977-5-94108-243-2. - Текст: непосредственный.
23. Коротина, Ю. В. Структурно-содержательные особенности социальной компетентности младших школьников // Вестник ТГУ. 2020. №12. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.01.2022).- Текст: электронный.
24. Крузе-брукс, О. А. Педагогическая модель формирования социальной компетентности учащихся младших классов // Вестник НовГУ. 2017. №42. С. 34-36. -Текст: непосредственный.
25. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат. - 2013. - 304 с. - Текст: непосредственный.
26. Леонтьев, А.Н. Теоретические аспекты изучения социальной компетентности детей младшего школьного возраста // Возрастная и педагогическая психология / Сост. М.О. Шуаре. - М.: Изд-во МГУ. - 2016. - С. 42-53. -ISBN 978-5-94711-243-1. - Текст: непосредственный.
27. Максимова, М. В. Теоретические аспекты изучения социальной компетентности детей младшего школьного возраста / М. В. Максимова, Н. В. Логина. - Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - № 6 (16). - С. 12-15. - URL: https://moluch.ru (дата обращения: 13.01.2022). - Текст: электронный.
28. Маслов, С.И. Развитие социальной компетентности младших школьников / С. И. Маслов // Педагогика. - 2018. - № 9. - С. 46 - 50. -ISBN 978-5-96708-243-2. - Текст: непосредственный.
29. Первова, Г. М. Метод проектов в современной начальной школе // Вестник ТГУ. 2019. №183. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-v-sovremennoy-nachalnoy-shkole (дата обращения: 17.01.2022).- Текст: электронный.
30. Развитие социальной компетентности младших школьников / Н. А. Менчинская. - М.: Институт практической психологии. - 2020. 185 с. -ISBN 978-5-94108-243-8. - Текст: непосредственный.
31. Созонова, С. Д. Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе / С. Д. Созонова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14073/ (дата обращения: 17.01.2022). - Текст: электронный.
32. Соловьева, А. В. Формирование социальной компетентности младших школьников / А. В. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26.1 (316.1). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72280/ (дата обращения: 17.01.2022).- Текст: электронный.
33. Токарева, Н. Г. Развитие социальной компетентности младших школьников как одно из важнейших направлений работы в начальной школе / Н. Г. Токарева, Р. А. Петров. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5109/ (дата обращения: 17.01.2022).- Текст: электронный.
Деятельность по развитию социальной компетентности осуществляется в социально-коммуникативном направлении, в рамках которого решаются задачи по организации свободного времени учащихся в целях формирования навыков содержательного общения, расширения рамок культурного кругозора, развития потребности к самообразованию и самовоспитанию; развитие навыков совместной деятельности, формирование командного духа. Развитие социальной компетентности осуществляется посредством включения учащихся в общественно-полезную деятельность. Школьники участвуют в подготовке и проведении общешкольных дел (дней именинника, КТД «День учителя», новогоднее КТД, последний звонок, выпускной вечер), участвуют в различных акциях, конкурсах и соревнованиях, принимают участие в издании школьной печатной газеты «ГДЗ» и в поисковой работе школьного музея. Внеурочная деятельность в учреждении организуется с целью повышения качества образования и реализации процесса становления личности по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; обще интеллектуальное; общекультурное. Развитие социальной компетентности происходит в рамках духовно-нравственного, социального и общекультурного направления. Духовно-нравственное развитие заключается в воспитании активной гражданской позиции у учащихся, формировании ответственной личности через знакомство с правилами поведения в обществе и воспитание толерантности.