Концепции мотивации в современной психологической науке
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что, она весьма обширна и многозначна, ее исследование, тщательнее изучение механизмов формирования мотивационной сферы человека, поможет целенаправленно влиять на становление мотивации человека. Получив представление о том, что же такое мотивация и каковы наши истинные мотивы, а также о самом механизме мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы. Подходы к объяснению причин человеческого поведения, мотивов, определяющих поступки и поведение человека, многочисленны. Каждая концепция представляет собой модель причин наследственных связей, где причиной является, например, неудовлетворенная потребность, стремление к развитию и достижениям, ожидания человека, чувство справедливости, целая группа факторов, а следствием — тот или иной по силе мотив к деятельности (Розанова, 2003).Многообразие моделей мотивации объясняется многообразием подходов к этому исключительно сложному и субъективному явлению и субъективизмом воззрений авторов моделей. Теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию (Поршнева, 2008). Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка понять, что побуждает человека к деятельности.
Таким образом, объектом курсовой работы является понятие мотивации в психологической науке.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1 Основные понятия теорий мотивации 6
1.2 Мотивация как объект изучения в психологической науке: основные проблемы 8
ГЛАВА 2 КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 10
2.1 Психоаналитический и неопсихоаналитический подходы к мотивации 10
2.2 Бихевиоральный, необихевиоральный и когнитивный подходы к мотивации 13
2.3 Гуманистический и экзистенциальный подходы к мотивации 17
ГЛАВА 3 КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 24
3.1 Мотивация в теории деятельности А. Н. Леоньева 24
3.2 Концепция мотивации С. Л. Рубинштейна 26
3.3 Мотивация в трудах других отечественных ученых и исследователей 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хьелл Л., Зиглер Д. Х35 Теории личности (Основные положения, исследования и применение). // ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ издание 2-е, исправленное. Серия «Мастера психологии» - СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с.
2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2012 – 720 с.
3. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности.— М., 1977. С. 5—21.
4. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. – М.: Смысл, 2002 – 343 с. – С. 47.
5. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д.А. Леонтьева и др. - М.: Смысл, 2013. - 360 с.
6. Маслоу, А. Мотивация и личность/А. Маслоу. – СПб: Питер, 2008. – 352 с.
7. Немов P.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с.
8. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб : Питер, 2013. – 860 с.
9. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
10. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
11. журнал "Психология" [Электронный ресурс] // журнал "Психология" URL: http://www.psychology.su/2009/03/03 (дата обращения: 16.11.2021).
12. Фрейд, Зигмунд. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. — М.: АСТ, 2006. — 400 с.
13. Адлер А. Аналитическая психология. - М., 2009.
14. СТИМУЛ [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный) URL: http://med.niv.ru/doc/dictionary/psychology-and-pedagogy/articles/467/stimul.htm (дата обращения: 19.11.2021).
15. Сушко Н. Г. Теория мотивации учебной деятельности // Вестник ТОГУ. – 2006. – № 2. – С. 195–204.
16. Современная психология мотивации. / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2012. – 343 с.
17. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалёв. – М., 1988.
18. Семенова Т. В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2015. – № 6. – С. 185– 194.
19. МОТИВАЦИЯ [Электронный ресурс] // ИНТЕРНЕТНАУКА журнал URL: https://internetnauka.com/1-17-economic-5.php (дата обращения: 15.11.2021).
20. Юнг К. Аналитическая психология. — СПб.: Кентавр, 1994. — 136 с.
21. Эрих Фромм, [1973] 1992, Анатомия человеческой деструктивности, Нью-Йорк: Генри Холт.
Считается, что удовлетворенность либо неудовлетворенность человека своими действиями, своим состоянием, окружением - два полюса, между которыми находится состояние и настроение человека. Ф.Гецберг провел исследование и выявил две группы факторов, оказывающих влияние на поведение человека: гигиенические и собственно мотивация. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Отсутствие или недостаточность гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой. Но и достаточность этих факторов сама по себе не вызывает удовлетворения работой и не может мотивировать человека на что-либо. К этим факторам можно отнести заработок, условия работы, политику администрации, степень контроля, отношения с коллегами, руководителем, подчиненными.[19] Мотивация связана с самим характером и сущностью работы. Отсутствие или недостаточность мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но ее наличие вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности. К мотивации могут быть отнесены успех, продвижение по службе, признание результатов работы, возможность творческого роста, высокая ответственность.[19] Применимость теории Ф. Герцберга на практике проверялась во многих организациях. Результаты экспериментов показали, что для эффективного использования теории Ф. Герцберга необходимо составить перечень гигиенических и особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать на то, что они предпочитают.