Опытно-экспериментальная деятельность младших школьников на уроках окружающего мира в 3 классе
Введение
Актуальность исследования. Предмет «Окружающий мир» является частью системы начального образования, а значит, он предназначен решать не только частные, но и общие задачи. Содержание курса «Окружающий мир» отражает общую идею Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – не накопление у младших школьников определенных знаний, а формирование умений применять различные способы использования информации при изучении окружающего мира.
Важной особенностью принятого ФГОС НОО является усиление практической направленности образования, использование приобретенных знаний и умений, навыков в учебной деятельности и повседневной жизни.
Невозможно усвоить содержание курса «Окружающий мир» без таких практических занятий детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, а также дидактических игр.
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические основы опытно-экспериментальной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира в 3 классе6
1.1. Опытно-экспериментальная работа: сущность и значение опыта6
1.2. Многообразие опытов в преподавании предмета «Окружающий мир»8
1.3. Экспериментальная работа учащихся начальной школы10
1.4. Технология экспериментальных работ12
Глава 2. Практическая часть опытно - экспериментальной деятельности на уроках окружающего мира в 3 классе14
2.1. Изучение уровня развития познавательного интереса младших школьников14
2.2 Эмпирические исследования на уроках окружающего мира в 3 классе17
2.3Анализ результатов работы22
Заключение27
Приложение 130
Список литературы31
Список литературы
Аквилева Г.Н.,Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 10 с.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 - 4 классы Рабочие тетради №1,2. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 46 с.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 - 4 классы:Учебник. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 174 с.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир:1-4 классы: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 198 с.
Горбачёва Л.А. Формирование экологических навыков у младших школьников// Экологическое образование в Саратовской области: сб.науч.метод.работ. – Саратов: изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2004.-№4. – С. 9-14.
Гордеева А. Экология образовательной среды// Воспитание школьников. – 2001. С. 23-25.
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М.: Просвещение, 2005.
Диас-Паскуль Н. Ориентирование в пространстве по солнцу// Начальная школа: Прлож.к газ. «Первое сентября» - 2003.- №2. – С. 52-55.
Егоров Л.В. Методологические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся. – М.: Просвещение, 2004. – 17 с.
Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. – М.: Просвещение, 2000. – 176 с.
Кузьмина Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения// Начальная школа, 2003. - №9. – С. 32-37.
Копылова С. Не запрещать, а объяснять: нетрадиционные пути экологического воспитания дошкольников.// Дошкольное образование: газ.изд.дома «Первое сентября» - 2005. - №12. – 3-17.
Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся// рабочая тетрадь (1,2,3,4-е классы. – М. :Вентана-Граф. 2011. – С 43.
Лысов А.А. Каким должно быть современное экологическое образование и воспитание// Начальная школа плюс До и После. 2005. - №12. – С.62-66.
Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 323 с.
Малозёмова И.И. «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живёшь...»: о значении уроков окружающего мира для личностного развития младшего школьника// Начальная школа, 2014. - №1. – С. 57-62.
Как это сделать: один и тот же корм для птиц насыпают в разные кормушки. Наблюдение определяет, какие кормушки оказались более привлекательными для птиц.
Изучение развития растений из семян.
Например, вы можете изучить влияние прорастания семян на появление зародышей растений в учебном и экспериментальном месте. Для эксперимента будут выбраны два участка с одинаковой площадью, плодородием почвы и освещением. Берутся семена одного растения, например, бобы, которые высеваются одновременно в обоих местах. В будущем за растениями будут ухаживать одинаково. Разница в том, что семена фасоли высаживаются на нормальной глубине на контрольном участке, тогда как на тестовом участке они либо меньше, либо глубже, в зависимости от того, какова конкретная цель эксперимента.