Развитие воображения учащихся на уроках музыки при изучении балетного жанра
ВВЕДЕНИЕ
Музыка как вид искусства открывает перед человеком возможность познавать мир, развиваться в процессе обучения.
С приобретением определенных знаний о музыке, опытности и способности, школьники знакомятся с музыкальным искусством. Необходимо чтобы получение знаний, умений, навыков помогало формированию у детей ответственность, интерес, потребность, музыкальное мышление, воображения и вкус.
Воображение – это самая важная сторона жизни человека, способность фантазировать, воображать нуждается в развитии.
Проблема темы исследования.
Изучение проблемы развития воображения в процессе музыкальных занятий, очевидно, должно опираться на общепсихологические представления об этой проблеме.
Выдающийся психолог Сергей Леонидович Рубинштейн говорил, что «преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать – преображать».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. Изучение процесса воображения в музыкально-психологических исследованиях
Воображение: понятие, классификация, виды
Творческое воображение
Вывод по 1 главе
II. Развитие воображения в процессе изучения жанра балета
2.1. Характеристика жанра балета
2.2. Педагогический процесс развития воображения при изучении жанра балета
Вывод по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Используемая литература
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373;
2. Алеев, В. В. Музыка: 1 - 4 классы: рабочая программа // В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2017. – 117 с
3. Алеев, В. В. Музыка: 5 - 8 классы: рабочая программа // В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2017. – 114 с.
4. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.studmed.ru/apraksina-o-l-metodika-muzykalnogo-vospitaniya-v-shkole_d661c32c22b.html (Дата обращения 18.05.2022)
5. Безруких, М. М. Развиваем воображение и творческое мышление. // М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. Изд. – Дрофа, 2021 – 32 с.
6. Бонфельд, М. Ш. Понимание музыки: основные стадии процесса // Проблемы и перспективы музыкального образования в ХХI веке: материалы научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2000. С. 165-167.
7. Ванник, М. Э. Творческое воображение школьников. Учебно-методическое издание // М.Э. Ванник. – М.: 2005. – 124 с.
8. Вергелес, Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Г. И. Вергелес. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. – № 100. – С. 34 - 42.
9. Воробьева, Д. И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности школьника // Д. И. Воробьева. – М.: Детство-Пресс, 2019. – 83 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте // Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2018. – 96 с.
11. Гаврина, С. Е. Большая книга развития творческих способностей. Развиваем восприятие, воображение, внимание, фантазию // С. Е. Гаврина. – М.: АСТ, 2018. – 455 с.
12. Глебова, И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения школьников // И. Ю. Глебова. Актуальные задачи педагогики: материалы IV международная научная конференция – Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 31-34.
13. Гржибовская, Р. Н. Музыкальное воображение // Р. Н. Гржибовская. Теория и методика обучения – М.: 2001. – 187 с.
14. Григорьева, И.К. Особенности развития внимания младших школьников // И.К. Григорьева. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №3-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 18.05.2022).
15. Давыдова, В. В. Формирование учебной деятельности школьников // Под редакцией В. В. Давыдова. – М.: 2019. – 216 с.
16. Долгушин, С. Л. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей школьников // С. Л. Долгушин Актуальные проблемы музыкального образования школьников. – Омск: ОмГПУ, 2004 – С. 18-28.
17. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. // А. Я. Дудецкий. – Смоленск, 2017. – 242 с.
18. Ельцова, Н. В. Способы активизации обучения и развития творческого воображения детей на уроках «Слушание музыки» / Вестник музыкальной науки. 2019. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-aktivizatsii-obucheniya-i-razvitiya-tvorcheskogo-voobrazheniya-detey-na-urokah-slushanie-muzyki (дата обращения: 18.05.2022).
Творчество – это высший уровень познания. Оно не может совершаться без предварительного накопления знаний. Открывать новое можно, только овладев всеми уже добытыми знаниями в данной области.
Исследования творчества свидетельствуют о том, что оно имеет общие принципы и этапы вне зависимости от вида деятельности. Вместе с тем этим не исключаются закономерности и этапы, характерные для творчества в пределах конкретного содержания:
1-й этап. Зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте.
2-й этап. Концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.
3-й этап. Сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение.
4-й этап. Проверка и доработка.