Нравственное воспитание младших школьников в образовательном процессе на основе чукотских традиций

Скачать дипломную работу на тему "Нравственное воспитание младших школьников в образовательном процессе на основе чукотских традиций" в которой составлена и проведена диагностика уровня развития нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.11.2023
Объем файла
5118 Кб
Количество страниц
133
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1600 руб.
2000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что воспитание нравственно полноценных детей имеет огромное значение и является одной из важных задач не только родителей, но и каждого образовательного учреждения. В период младшего школьного возраста у детей закладываются все базовые ценностные нравственные ориентиры, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социально-нравственного поведения. Поэтому развивать нравственный потенциал личности необходимо на первой ступени образования – в начальной школе.
Современные требования к нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста определяются в первую очередь Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования [2] и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [25].
Одной из главных задач нравственного воспитания, направленной на формирование и развитие целостной личности ребенка, целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства молодого поколения с целью формирования у них нравственного воспитания, соответствующих требованиям общественной морали.  
В настоящее время назрела острая проблемная ситуация, связанная с существенными изменениями содержания нравственного воспитания в современной жизни, где материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Утрата ценностных ориентиров в обществе, многофакторность и разнообразие социальной среды приводит к снижению уровня развития нравственной культуры личности. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……..………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ОСНОВЕ ЧУКОТСКИХ ТРАДИЦИЙ………………………………………....7

1.1. Теоретические аспекты нравственного воспитания младших школьников..................................................................................................................7

1.2. Методы и средства нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе…………………………….…………………………...15

1.3. Чукотские национальные традиции в нравственном воспитании младших школьников…….…………………………………………………………………...26

Выводы по первой главе………………………………………………….………..34

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ОСНОВЕ ЧУКОТСКИХ ТРАДИЦИЙ……………………………………….…...36

2.1. Диагностика уровня развития нравственного воспитания детей младшего школьного возраста………………………………………….……...……………...36

2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию нравственного воспитания детей младшего школьного возраста на основе чукотских традиций в образовательном процессе………………………………………………..………..41

2.3. Итоговая диагностика уровня сформированности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста …………………………………………..…………………………………………...55

Выводы по второй главе………………………………………………………...…62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...……………….………..64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………..…………......…66

ПРИЛОЖЕНИЕ..…………………..……………………………………………….77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. 01.05.2019 г.) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70291362/ (Дата обращения: 15.01.2022 г.).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010.  31 с.

3. Алексеев А.Н., Прокопьева Н.Е., Решетникова А.П., Шарина С.И. и др. Фольклор палеоазиатских народов: материалы II международной научной конференции «Фольклор палеоазиатских народов». Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2017. 400 с.

4. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: методические рекомендации. Омск: ОГПУ, 2014.  178 с.

5. Ахмедова А.М., Махмудова Ф.А. Формирование личности младшего школьника средствами народных традиций // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2014. С.90-92.

6. Архангельский  Н. В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 1979.  534 с. 

7. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы: методические рекомендации. М.: Академия, 2016. 35 с.

8. Беликов Л.В. Сказки – Лымн’ылтэ. Магадан: 1979. 232 с.

9. Бианки В.В. Рассказы и сказки – Пын’ылтэ ынкъам лымн’ылтэ.  М.,-Л., 1952. 142 с.

10. Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2015.  318 c.

11. Богораз В.Г. Материальная культура чукчей: Этнографическая библиотека. М.: Наука, 1991. 224 с.

12. Борисов М.Н. Малочисленные этносы Севера: вчера, сегодня, завтра: очерки. Рыбинск: РГАТА, 1995. 154 с.

13. Бурыкин А.А. Чукотские загадки: материалы к изучению// Филология. – Санкт-Петербург, с. 492 – 504. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chukotskie-zagadki-materialy-k-izucheniyu /viewer свободный. -  (дата обращения: 13.01.2022). 

14. Вдовин И.С. Очерки истории этнографии чукчей. Ленинград: Наука, 1965. 403 с.

15. Винокуров В.В. Сказки народов Севера. Смоленск: СПК, 1992. 335 с.

16. Водяха Ю.Е. Психология младшего школьника: методическое пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. 108 с.

17. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: Учебник. М.: Форум, 2016.  480 с.

18. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие. М.: Астрель, 2016. 672 с.

19. Выдренкова Л.С. Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников: методические рекомендации. Тольятти, 2016.176 с.

20. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности. М.: Начальная школа, 2015. №3. С. 13-19.

21. Голошумова Г.С. Этнокультурные традиции в образовании // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». 2016. №6. С. 81-84.

22. Горелик Н.А. Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста: методическая разработка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/10/16/ свободный. - (дата обращения: 14.01.2022).

23. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие. М.: Гардарики, 2014. 480 с.

24. Даль В. И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. М.: Эксмо, 2015. 896 c.

Для выявления уровня развития нравственной сферы ребенка чаще всего используют методику Фригман Г.М., Пушкиной Т.А. Каплунович И.Я. В данной методике используется диагностика исследования когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д. Данная методика включается в себя методы беседы, методы сюжетных картинок, методы «Что такое хорошо и что такое плохо?», методы «Закончи предложения» и другие [19, с. 60]. 
Подводя итог выше сказанному, можно отметить, что в свою очередь, методы нравственного воспитания - это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В зависимости от источника передачи и восприятия учебной деятельности методы подразделяются на словесные, наглядные, практические. К средствам воспитания относятся то, посредством чего осуществляется воспитательная деятельность.