Физиологическое и речевое дыхание у детей с дизартрией, методики коррекции речевого дыхания.
ВВЕДЕНИЕ
Речевое дыхание - это сложный акт, осуществляемый согласованной работой дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.
Как показывают многочисленные исследования, в клинической картине детей с дизартрией отмечается низкий уровень развития дыхательной функции. В связи с этим физиологическое дыхание имеет свои особенности, оно поверхностное, с недостаточно устойчивым ритмом, легко нарушается при физической или эмоциональной нагрузке. Несформированное физиологическое, и как следствие, речевое дыхание, приводит к патологическому формированию плавности, неправильному звукопроизношению, бедному интонированию. Все это может вести к трудностям в коммуникативной сфере, что в дальнейшем может привести к недостаточному формированию учебной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ДАННЫХ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ.7
1.1 Особенности физиологического дыхания у детей с дизартрией.7
1.2 Дизартрия. Понятие и особенности у детей10
1.3 Речевое дыхание. Особенности развития речевого дыхания у детей с дизартрией18
1.4.Методика развития речевого дыхания для детей с дизартрией.24
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ33
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента33
2.2.Содержание логопедической работы по формированию речевого дыхания у детей со стертой формой дизартрии40
2.3. Анализ результатов проведенной работы , контрольный эксперимента47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Артемов В.А. Психиология речевой интонации (интомология и просодия). Ч.1. - Москва, 2016-с.171
.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов - М.: АСТ: Астрель, 2017. - с 203
.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: Учебное пособие для дефектологических факультетов институтов. - М., Просвещение, 2013. - 150с.
.Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика // Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. /Под ред. Г.В. Волковой. - СПб., 2015. - с.157
.Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2019. - 287 с. ISBN 978-5-691-01781-0. Агентство CIP РГБ.
.Белякова Л.И. Гончарова Н.Н. Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи,-М., Изд.: Книголюб, 2015, с.: 55
.Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” - М.: В. Секачев, 2018. - c.211
.Белякова Л.И. Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная монография,-М.: Национальный книжный центр, 2016-184 с.
.Ветлугина Н.А. Музыкальтный букварь. Издание четвертое.М., Изд. - .Музыка, 2018. - с.110
.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Эмоциональные предпосылки развития языка: Кн. для логопедов. - М., 2017. - 159 с.
.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений--М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 272 с.
.. Голубева Е.Л. Формирование центральных механизмов регуляции дыхания в онтогенезе. М.: Наука, 2021.223с.
.Гранстрем М.П., Кожевников В.А. Дыхание и речь // Физиология дыхания. - Л.: Наука, 2013. - С.287-295.
.Жак-Далькроз Э. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства.6 лекций. Перевод Н. Гнесиной. - СПб. 1913
К 5-6 годам дети произносят на речевoм выдохе простые трех - четырехсложные фразы, состоящие из знакoмых слoв. Услoжнение содержания высказывания как в семантическoм, лексическoм, так и в грамматическoм плане разрушает речевoй выдoх: пoявляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, то есть высказывание прерывается и, соответственно, не имеет интонационной завершенности [7;51]. Длительность фонационного выдоха в этот период составляет в среднем 10-14 секунд.
Лишь к 10 годам происходит окoнчательное формирование циклoв речевого дыхания, которые начинают соoтветствовать синтагматическому делению текстов, становление речевого дыхания завершается [18].