Развитие речи на уроках русского языка

Скачать дипломную работу, в которой исследуется развитие речи на уроках русского языка
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
13.11.2023
Объем файла
137 Кб
Количество страниц
52
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Речь – один из видов коммуникативной деятельности, включающая в себя умение мыслить, наблюдать, фантазировать, а также слышать и слушать.  В первую очередь умение говорить формируется у тех, кому есть, что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому формированию высказывания, а речевому мышлению, а еще восприятию чужой речи. Нужно развивать навык письменной и устной речи, опираясь при этом на реальные задачи, которые придётся решать ученикам в жизни. Подросток, вступая во взрослую жизнь, должен уметь общаться с другими людьми, уметь защищать словами свои интересы, полноценно участвовать в жизни общества, успешно реализовывать свои возможности, обладая высокими речевыми компетенциями. 
На сегодняшний день развитие речи учащихся – одна из важнейших задач на уроках русского языка в школе. В этом и состоит актуальность нашей работы. 
Актуальность темы заключается в том, что сегодня обучающиеся на ЕГЭ выполняют задания на анализ текста и выявление в нем различных языковых средств. Различные тестовые задания, которые выполняют дети на разных уроках, не всегда способствуют развитию их речи, а значит, и интеллекта. В условиях прогрессивной реальности воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи, является главной задачей каждого учителя-словесника, так как навыки и умения письменной и устной речи помогают учащимся лучше усваивать содержание других школьных предметов, повышают интерес к русскому языку и придают уверенность в своих силах. Кроме того, речевые способности представляют собой универсальные знания, применяемые в других видах образовательной и иной деятельности человека.

 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5

1.1. Требования ФГОС к уровню речевой компетенции учащихся 5 классов 5

1.2. Способы развития речи обучающихся, представленных в методической литературе 8

1.2.1. Обучение слушанию 13

1.2.2. Обучение чтению 16

1.2.3. Обучение связной речи 20

Выводы по первой главе 25

ГЛАВА 2.  ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ 26

2.1.  Классификация упражнений по развитию речи в учебнике по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской для 5 класса 26

2.2. Достоинства и недостатки системы развития речи в данном пособии 44

2.3. Описание собственного опыта работы по развитию речи и собственных наработок в этой области 45

Выводы по второй главе 52

Заключение 53

Список использованной литературы 54

Приложение 56

Список использованной литературы

1. Баранова Е.Л. Лингвистические основы методики развития связной речи // Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ. А.И. Герцена. Л., 1971. 453 с. Текст: электронный
2. Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / под ред. М. Т. Баранова. — М.,2000. Текст: электронный
3. Ворожбитова А. А. Начальное лингвориторическое образование. Методика преподавания русского языка: таблицы, схемы, алгоритмы. — М., 2002. Текст: электронный 
4. Виноградов В.В. О художественной литературе. - М., 1930. — с. 187 Текст: электронный
5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 250 с. Текст: электронный
6. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. М.: Рус. яз., 1977. 48 с. Текст: электронный
7. Зимняя И. А. Вербально-коммуникативная функция в восприятии и порождении текста. — М., 1985. Текст: электронный
8. Капинос В.И. Развитие речи: задачи и содержание обучения. В кн.: Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах. – М.: Просвещение, 1988. – С. 118 –127. Текст: электронный
9. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст]: пoсобие для студента. / А.Н. Леонтьев. - М.: Международный Психологический Колледж, 1995. - 286 с. Текст: электронный
10. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Просвещение, 1986. Текст: электронный
11. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для М54 учителя /Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской.—2-е изд., испр. и доп.— М.: Просвещение, 1991.—240 с Текст: электронный
12. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Академия, 2000. 248 с. Текст: электронный
13. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. Текст: электронный
14. Попова Н. Текст-повествование в его жанрово-стилистических разновидностях и обучение речевому общению // Русский язык в школе. -1990. №2. - С.67-7 Текст: электронный
15. Русский язык: 5 класс: учебник / Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2020. – 287с. Текст: электронный
16. Рыбченкова Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Г.  Добротина. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2015 — 159 с. Текст: электронный
17. Слуцкий В.И. Методика развития речи на уроках русского языка в средней школе / Журнал «Русский язык» №9/2003. Текст: электронный
18. Текучев А. В. Методика русского языка в вредней школе. 3-е изд., перераб и доп. М., 1980, с. 325. Текст: электронный
19. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. М., 1990. 144 с. Текст: электронный
20. Что значит знать язык и владеть им / под ред. Н.М. Шанского. М.: Просвещение, 1989. 191 с. Текст: электронный
21. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с. Текст: электронный
22. Шхапацева М.Х. Развитие связной русской речи учащихся: пособие для учителей V–XI классов общеобразовательных школ. Майкоп, 1995. 134 с. Текст: электронный 
23. Буслаев Ф. И Преподавание отечественного языка : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. "Рус. яз. и лит." : Сборник. – М: Просвещение , 1992. - 551 с. Текст: электронный

24. Ушинский К. Д Человек как предмет воспитания. - М:  Фаир-Пресс, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.), 1873. - 574 с. Текст: электронный

Речевые упражнения в учебнике имеют разный уровень сложности. Упражнения и задания повышенной трудности обозначены спецзнаком - *: «*2) Определите, какой частью речи являются выделенные слова» (упр. 165); «*2) Какой частью речи являются выделенные слова? В чём их грамматическая особенность?» (упр. 175)»; «Удачны ли высказывания ребят, приведённые в книге Норы Галь «Слово живое и мёртвое»? Какое слово не соответствует речевой ситуации? Почему? Замените его другим, более подходящим. Поясните эту замену» (упр. *354); «Академик В. В. Виноградов писал: «В художественном произведении овёс лучше, чем зерно, грачи более уместны, чем птицы». Как вы понимаете это высказывание? Почему задаче «рисования» больше соответствуют первые слова в паре?» (упр. *359); «В рассказе «Барсучонок» писатель Георгий Скребицкий вспоминает, Как в доме поселился и сделался ручным барсук по кличке Барсик. Все полюбили зверька, а мальчик Юра, будущий писатель, часто брал Барсика с собой на прогулки. Прочитайте данный ниже текст. Подберите название, которое бы отразило его содержание. Разделите текст на части и составьте план текста. Подготовьтесь и напишите по плану изложение. Сохраните в нём характерные для художественной речи языковь1е средства» (упр. *364); «Рассмотрите картину Исаака Ильича Левитана «Осенний день. Сокольники». Представьте себе этот осенний день. Какой он? Пасмурный или солнечный? Ветреный или тихий? Тёплый или прохладный? Составьте по картине три текста для трёх речевых ситуаций, обозначенных в упр. 356. У вас должны получиться: 1) словесная зарисовка этого дня; 2) краткая сводка погоды; З) разговор в семье на эту тему» (упр. *365); «Подберите несколько текстов, у которых одинаковое типовое значение (обозначают признаки предметов), но разные темы» (упр. *534); «*2) Попробуйте объяснить, почему в корне выделенного слова пишется буква а» (упр. 549); «Сравните пары предложений. В каждом из них «новое» выделено. В чём смысловое различие предложений? Как оно передано? К каждому предложению придумайте такое начало, смысл которого развивался бы в данном предложении» (упр. *658); «Спишите текст упр. 657. Овалом обведите слова, с помощью которых связаны предложения. Назовите способ связи и перечислите средства связи предложений» (упр. *659); «1) Спишите тексты. Подчеркните «новое» волнистой чертой, а «данное» — прямой. Если «новое» одного предложения стало «данным» другого, соедините их стрелкой. 2) Проанализируйте эти же тексты с точки зрения способа и средств связи предложений. Сделайте выводы» (упр. *660); «Придумайте такие речевые ситуации, в которых можно  задать вопрос: «Какой(ая) он (она)?» На один из вопросов дайте ответ.