Жилищная политика региона и ее совершенствование
Введение
Актуальность темы работы. Обеспечение своих граждан жильем доступным по цене и по способам приобретения является актуальными вопросами для любого государства. Право на жилищное обеспечение является социальным правом и гарантируется рядом международных документов, в частности, статьей 25 Всеобщей декларации прав человека [2], статьей 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 1966 года [3] и др. Эффективная реализация жилищной политики на региональном уровне возможна только через экономическое развитие регионов и оптимизацию механизмов взаимодействия с федеральной властью во всех аспектах (законодательном, организационном, отраслевом, экономическом, финансово-кредитном, инвестиционном и инновационном). Жилищная безопасность - это фундаментальная потребность каждого человека, важнейшая социально-экономическая характеристика уровня развития страны и регионов, неотъемлемое конституционное право. Объектом работы являются система отношений, связанные с реализацией жилищной политики Нижегородской области.
Предмет работы являются соответствующие нормы правовых актов законодательства (Конституция, Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства и др.), воззрения ученых (доктрина), правоприменительная практика, складывающаяся при рассмотрении данной темы.
Цель работы заключается в том, чтобы изучить жилищную политику Нижегородской области и механизм её реализации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность, основные цели, принципы, задачи и механизмы жилищной политики региона;
2. Определить правовые основы жилищной политики в России;
3. Охарактеризовать Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области;
4. Проанализировать состояние жилищного фонда Нижегородской области;
5. Рассмотреть проблемы реализации жилищной политики Нижегородской области и привести пути решения этих проблем.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы жилищной политики региона 7
1.1. Понятие и сущность жилищной политики региона 7
1.2. Основные цели, принципы и задачи жилищной политики региона 9
1.3. Правовые основы жилищной политики в России 12
1.4. Анализ государственных и муниципальных целевых программ, направленных на развитие жилищного фонда Нижегородской области 15
Глава 2. Анализ реализации жилищной политики в Нижегородской
области 19
2.1. Характеристика жилищного фонда и жилищной политики Нижегородской области 19
2.2. Анализ системы управления и технологического обеспечения жилищной политики в Нижегородской области 34
2.3. Проблемы формирования и реализации жилищной политики и рекомендации по их решению 39
Глава 3. Разработка социально-экономического проекта 44
3.1. Описание социально-экономического проекта 44
3.2. Реализация социально-экономического проекта и оценка его эффективности 55
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения 74
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 04.07.2020.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. № 17. Ст. 291.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14.
6. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Собрание законодательства РФ, 23.07.2007, № 30, ст. 3799.
7. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» // Российской газете от 23 июля 2014 г. № 163.
8. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, № 19, ст. 2337.
9. Устав Нижегородской области (Закон Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. № 219-З) // Правовая среда № 3 (676) от 18.01.2006.
10. Закон Нижегородской области от 07.09.2007 № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» (с изменениями на 2 апреля 2020 года)» // Нижегородские Новости, № 174 (3826), 20.09.2007 год (Правовая среда № 66(854).
11. Постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 № 315 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/, 05.04.2019.
12. Постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 302 «Об утверждении государственной программы «Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области» (с изменениями на 14 марта 2019 года)».
13. Постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 305 «Об утверждении государственной программы «Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства» (с изменениями на 31 января 2019 года)».
14. Постановление Правительства Нижегородской области от 4 мая 2016 года № 249 «Об утверждении Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области» // Нижегородские новости № 74 (5790), 28.06.2016.
15. Постановление Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 № 168 «Об утверждении государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru) 05.04.2019, дата обращения 12.02.2022.
16. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг / О.Д. Андреева. – М.: ИНФРА – М, 2018. – 224 с.
17. Басовский А.Е. Маркетинг: курс лекций / А.Е. Басовский. – М.: ИНФРА, 2018. – 218 с.
18. Боглова В.В., Жеребцова Е.Е. Формы и средства жилищной политики в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (43): в 3-х ч. Ч. II.
19. Бородина И. Цель предприятия и стратегия ее достижения / И. Бородина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2021. – №3. – C. 25 – 32.
20. Васильева Е.И. Проблемы реализации государственной жилищной политики в регионе // «Экономика и социум» № 6 (25). 2020 г.
21. Веселова Т.Ю. Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия / Т.Ю. Веселова, В.А. Экова // Научно – практическая конференция студентов ВПИ (филиал) ВолгГТУ «Наука молодых: идеи, результаты, перспективы» – 2021. – №4. - С. 143 – 144.
22. Волкова И. Конкуренция и конкурентоспособность / И. Волкова // Маркетинг. – 2021. – №4 – С. 52 – 55.
23. Гаврилова М. Н. Конкурентоспособность отраслевого комплекса региональной системы / И.Н. Гаврилова, Е.А. Орлова // Экономика региона. – 2021. – №1. – С. 104 – 110.
24. Горбова И.Н. Проблемы развития жилищной политики страны // Среднерусский вестник общественных наук – Центральный Российский журнал общественных наук, 2011, № 2, стр. 169-170.
25. Демидович А.А. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия / А.А. Демидови, И.А. Демидович // Наука и инновации в современных условиях: сборник статей Международной научно– практической конференции – Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2019. – 257 с.
26. Егорова А.О. Анализ состояния хозяйственной деятельности предприятия, как базы формирования стратегии развития / А.О. Егорова // Молодой ученый. – 2021. – №3. – С. 156 – 159.
27. Жданова Е.С. Анализ современных методов определения конкурентоспособности предприятий // Известия РАН. Теория и системы управления. – 2021. – №5. – С. 46 – 52.
28. Загороднов Е.И. Особенности отечественной жилищной политики: кризис жанра / Региональные архитектурно-художественные школы. 2013, № 3, стр. 87-93.
29. Залкинд Л.О., Торопушина Е.Е. Жилищная политика в России: северное измерение. Апатиты: Кольский научный центр РАН, 2009. 232 с.
30. Звягинцев В.Б. Разработка маркетинговой стратегии предприятия и контроль над ее реализацией / В.Б. Звягинцев // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2021. – № 1– С. 72 – 81.
31. Кудимова М.В. Уважение к клиенту начинается с уважения к себе / М.В. Кудимова // 5 звезд. – 2020. – №6. – С. 21 – 25.
32. Кузнецова Н.В. Проблемы внутриорганизационной коммуникации в управлении / Н.В. Кузнецова // Вестник Восточного университета. – 2021. – №4. – С. 44 – 48.
33. Ландреви Ж. Теория и практика менеджмента / Ж. Ландреви, Ж. Леви, Д.М. Линдон. – М.: МЦ ФЭР, 2019. – 512 с.
34. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон – М.: Экзамен, 2018. – 403 с.
35. Орлов А.И. Менеджмент: учебник / А.И. Орлова. – М.: Знание, 2018. – 361 с.
36. Пожилова И.В. Стратегические направления и тенденции развития жилищной политики российских регионов // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика. Экология. 2014. № 1.
37. Прайснер А. Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте / А. Прайснер. – М.: ИД Гребенников, 2018. – 308 с.
38. Прокофьев К.Ю. Государственная жилищная политика: понятие, цели, задачи, принципы и проблемы формирования и реализации // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 43 (418).
39. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. – 8е репр. изд. / Ю.Б Рубин – М.: Маркет ДС, 2018. – 608 с.
40. Сазерленд Д. Стратегический менеджмент. Ключевые понятия. / Д. Сазерленд, Д. Кэнуэлл / Пер. с англ. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2019. – 440 с.
41. Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. – М.: Корпорация технологий и продвижения, 2019. – 256 с.
42. Сидорина Ольга Государственная жилищная политика: понятие и цели реализации // Государственная служба. 2014. № 2 (88).
43. Старцев П.В. Анализ подходов к сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентное преимущество» / П.В. Старцев // Российское предпринимательство. – 2020. – № 16. – С. 4 – 15.
44. Сысоева Е.А. Конкурентоспособность предприятия / Е.А. Сысоева // Транспортное дело России. – 2020. – №4. – С. 42 – 47.
45. Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии / Ю.В. Тарану- ха. – М.: Дело и Сервис, 2018. – 272 с.
46. Трофимова А.А. Конкурентоспособность предприятия и инновации / А.А. Трофимов // Транспортное строительство. – 2020. – №7. – С. 17 – 19.
47. Уиллер С. Властелины каналов. Как лидирующие 38 компании создают инновационные стратегии маркетинга и продаж / С. Уиллер, Э. Хирш. – М.: ИД Гребенникова, 2018. – 256 с.
48. Формирование и реализация жилищной политики на региональном уровне: монография / Д. П. Малышев и др.; Псковский государственный университет. — Псков: Издательство ПсковГУ, 2020. – С.143.
49. Хангер Дж.Д. Основы стратегического менеджмента: учебник для вузов. 4 – е издание / Дж.Д. Хангер, Т.Л. Уилен / Пер. с англ. – М.: Юни-ти – Дана, 2019. – 319 с.
50. Черняк В.З. Бизнес – планирование. Учебно – практическое пособие / В.З. Черняк, А.В. Черняк, И.В. Довдиенко. – М.: Изд – во РДЛ, 2018. – 272 с.
51. Ячменева В.М. Деловая репутация как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия / В.М. Ячменева, А.В. Барановская // В сборнике: Эффективное управление экономикой: проблемы и перспек-тивы материалы научно–практической конференции. Симферополь, 2020. – №7. - С. 168 – 172.
Подготовительный этап. На данном этапе реализуются первоначальные действия по оформлению проекта: разрабатывается и уточняется план работ по проекту, формируется команда проекта (проектный офис и рабочая группа), распределяются сферы ответственности за выполнение работ. На данном этапе уточняются и корректируются основные показатели проекта, включая целевые, финансовые и экономические показатели. Основной этап. Основной этап содержит весь перечень мероприятий по реализации проекта. На основном этапе проводится составление перечня партнеров проекта, инвесторов и подрядчиков, проводится конкурсы на выполнение договоров подряда по строительным работам жилых комплексов. После определения организаций-партнеров устанавливается перечень территорий, попадающих под программу реновации на определенный период, а также перечень территорий, на которых планируется возведение жилых комплексов для расселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Далее проводится комплекс строительных работ, после завершения которых происходит процедура переселения граждан. После завершения этапа переселения производятся работы по сносу необходимых объектов устаревшей и аварийной инфраструктуры, а земельному участку под ним присваивается новое назначение.