Формирование умений словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи (на материале имён существительных)
Введение
Актуальность исследования. Современные статистические данные свидетельствуют о том, что количество младших школьников с проблемами развития постоянно увеличивается. Исследования последних лет проведеные А.Г. Арушановой, Е.А. Екжановой, Л.Г. Парамоновой, Т.В. Скребец показали, что у более 55% детей, поступающих в первые классы массовых школ, не завершен дограмматический период усвоения языка; у 60% современных школьников есть проблемы в овладении грамматическим строем речи; более 50% детей составляют группу риска в связи с высокой вероятностью возникновения у них в будущем недостатков чтения и письма. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточная несформированность грамматического строя, которая выражается в нарушении словообразования и словоизменения.
Тема исследования актуальна, так как формирование словоизменения - необходимое условие успешного школьного обучения. Степень сформированности словоизменения и грамматического строя речи - важнейшие факторы усвоения чтения, письма и орфографии. Развитие и формирование словоизменения, уточнение значения слова, формирование лексической системности также имеют большое значение в развитии познавательной деятельности ребенка.
Грамматические нарушения в речи детей с общим недоразвитием речи является предметом интереса многих ведущих исследователей в течение нескольких десятилетий (Н.Л. Евзекова, Л.Н. Ефименкова, Г.И. Жаренкова, Н.С.Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спирова Т.Б. Филичева и др.), но, тем не менее, проблема их изучения остается актуальной по сей день.
В исследованиях О.Е. Грибовой, Л.Н. Ефименковой, С.Ф. Иваненкой, М.В. Ипполитовой, Н.Л.Крыловой, М.В.Лейкиной, Л.В.Лопатиной, И.Н. Садовниковой, Н.В.Серебряковой, С.Н.Шаховской и др. предложены методы и приемы преодоления различных нарушений грамматического строя , в том числе нарушений словоизменения существительных.
Недостатки в усвоении словообразования и словоизменения приводят к трудностям в овладении родным языком. В частности, они вызывают ошибки при грамматическом анализе, письме и использовании словоформ и препятствуют общему языковому развитию учащегося.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования словоизменения имен существительных у младших школьников с общим недоразвитием речи 7
1.1 Особенности освоения системы словоизменения при формировании грамматического строя языка в онтогенезе 7
1.2 Характеристика предложно-падежных форм существительных у младших школьников с общим недоразвитием речи 11
1.3 Методы исследования и формирования умений словоизменения имен существительных младших школьников с общим недоразвитием речи 20
Вывод по первой главе 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию умений словоизменения имен существительных у младших школьников с общим недоразвитием речи 33
2.1 Исследование умений словоизменения существительных у младших школьников с общим недоразвитием речи и анализ результатов 33
2.2 Содержание логопедической работы по формированию умений словоизменения существительных у младших школьников с общим недоразвитием речи 52
2.3 Контрольный этап педагогического эксперемента: анализ результатов исследования …………………………………………………...69
Выводы по второй главе………………………………………………………...84
Заключение………………………………………………………………………85
Список литературы………………………………………………………………89
Приложения……………………………………………………………………...96
Список литературы
1. Алмазова А.А., Орлова О.С. Лингвистические аспекты изучения речевых нарушений // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: статья в сборнике статей. - М.: Спутник+, 2014. - С. 4-15.
2. Андреева А. И. Логопедическая работа по формированию грамматической стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / А.И. Андреева, Л.А. Боровцова // Традиции и перспективы науки XXI века. – 2020. – С. 207-210.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи // А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 296 с.
4. Беляева О.С. Особенности нарушений грамматической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи // Развитие инклюзивного высшего образования в Сибирском федеральном округе: сборник трудов I Всероссийской научно-практической конференции / отв. Редактор Д.В. Лапин. - Новосибирск, 2018. - С. 36-39.
5. Безрукова, С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у школьников с ОНР / С.А. Безрукова // Логопед в детском саду. – 2007 – №6.
6. Березин, Ф.М. Общее языкознание / Ф.М. Березин, Б.Н. Головин. - [Электронный ресурс: http://www.twirpx.com/file/1185543]. – (Дата обращения: 15.09.2021).
7. Большая психологическая энциклопедия // Портал rus-big-psyho.com. - URL: https: //rus-big-psyho.slovaronline.com. - Текст: электронный.
8. Большой энциклопедический словарь // Портал gufo.me. - URL: https://gufo.me/dict/bes/3MOnnn- Текст: электронный.
9. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – [Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/5/0174/5_0174-1.shtml]. – (Дата обращения: 07.09.2021)
10. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня / О.М Вершинина // Логопед. – 2006. – №1. – С. 34–40
11. Визель, Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения / Т.Г Визель // Логопед. - 2005. - № 6. - С. 4-9
12. Волынец Д. А. С. Морфологические ошибки в речи младших школьников и пути их устранения //Ребёнок в языковом и образовательном пространстве. – 2016. – С. 51-54.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
14. Глухов В. Л. Из практики логопедической работы по формированию произносительной стороны речи// Дефектология. – 2016. - № 8.с 109
15. Глухов, В. П. Психолингвистика: учебник и практикум для вузов / В. П. Глухов. // ЭБС Юрайт — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 419 с. — URL: https://urait.ru/bcode/447834
16. Глухов В. П. Формирование правильного звукопроизношения у детей с общим речевым недоразвитием в процессе онтогенеза // Коррекционно-развивающая направленность воспитания и обучения детей с нарушениями речи. – М., 2015. – 55 с.
17. Гридина Т. А. и др. Диагностика грамматико-словообразовательных умений детей с общим недоразвитием речи как основа коррекционной работы //Специальное образование. – 2016. – №. 2.
18. Данилов, О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины О.Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 552 - 555
19. Ефименкова Л.Н. Развитие речи у детей в онтогенезе. – М., 2014. - с 64.
20. Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество. Статья: Психологические основы развития речи / Н.И. Жинкин. - [Электронный ресурс: http://www.twirpx.com/file/402464]. – (Дата обращения: 02.09.2021).
21. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова. – Екатеринбург: Литур, 2008. – 316с.
22. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание / Н.С. Жукова. - М., Просвещение, 2007. – 220 с.
23. Жулина Е. В., Аладьина О. М. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников //Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №. 55-8. – С. 188-195.
24. Зализняк, А.А. Русское именное словоизменение // А.А Зализняк. – Москва : Просвещение, 2002. - 760 с.
25. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А Земская. - [Электронный ресурс: http://www.ruslang.ru/?id=book_zemskaja]. – (Дата обращения: 18.09.2021).
26. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. – Москва : Наука, 2011. – 328 с.
27. Зорина С.В., Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М., «ВЛАДОС».,2004. – 303 с.
28. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – Москва : ВЛАДОС, 2014. – 279 с.
29. Ковригина Л.В. Оценка нарушений грамматического структурирования высказывания у детей с общим недоразвитием речи с учетом психолингвистического подхода // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. - Новосибирск, 2016. - С. 215–218.
30. Кузнецова М. А. Характеристика грамматического строя речи у детей в норме и с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) / М. А. Кузнецова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. – 2019. – С. 367-370.
31. Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической диагностике./ Р.И. Лалаева // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - С.5-14.
32. Лалаева Р.И., Серебрякова И. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб, 2001.
33. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина – «Специальная школа», выпуск №2, 2014. – 130 с.
34. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – Москва : Альянс, 2013. - 367 с.
35. Леонова, В. В. Логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи : выпускная квалификационная работа / В.В. Леонова, науч. рук. И.Н. Карачевцева. - Белгород, 2019. - 85 с.
36. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, Академия, 2008. - 310 с.
37. Лепская, Н.И. Язык ребенка / Н.И Лепская. – Москва : Издательский центр Российского гос. гуманитарного университета (РГГУ), 2013 . – 314 с.
38. Лопатин, В.В. Русская словообразовательная морфемика. / В.В. Лопатин. - [Электронный ресурс: http://readrate.com/rus/books/russkayaslovoobrazovatelnaya-morfemika]. – (Дата обращения: 17.09.2021).
39. Логинова Е.А. Основные направления логопедической работы по профилактике и коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников // Специальное образование: материалы XIV международной научно-практической конференции / отв. редактор Л.М. Кобрина. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2018. С. 162-168.
40. Лубошникова Е. М. Развитие речевой культуры у младших школьников в языковом образовании //Психолого-педагогическое пространство детства: поиски, проекты, П86 исследования: сборник научно-методических статей/под ред. ОГ Филипповой.– Челябинск: Издательский центр «Титул», 2019.–180 с.
41. Никашина, Н. А. Формирование речи и ее недоразвитие [Текст] : пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. институтов / Н. А. Никашина ; под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
42. Орлова, А.М. К вопросу об объективной обусловленности так называемого «чувства языка» [Текст] / А.М. Орлова // Вопросы психологии. – № 5. – 2015. – С. 71 - 83.
43. Плотникова С. В. Формирование у младших школьников представлений о нормах русского литературного языка //Педагогическое образование в России. – 2016. – №. 5.
44. Прищепова И. Дизорфография младших школьников. – Litres, 2021.
45. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. / И.В. Прищепова – Litres, 2019.
46. Разумова Е. А. Анализ методов изучения и формирования морфологических компетенций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня / Е. А. Разумова, Д. В. Чиянова, В. А. Дубовская // Вестник Курганского государственного университета. – 2018. – № 4 (51). – С.76–78.
47. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников . -- М.: Владос, 1997 - URL: http://pedlib.ru/Books/1/0317/index.shtml
48. Соботович Е.Ф. Речевое развитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003. – 324 с.
49. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. – Москва : Просвещение, 2013. - 163с.
50. Сорокина, Н.А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями: учебное пособие / Н.А. Сорокина. – М.: // «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/.
51. Титова К.Е. Сформированность предложно-падежных конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи III, IV уровня / К.Е. Титова // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – №. 2. – С. 73-77.
52. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений логопедическая тетрадь / Т.А. Ткаченко. – [Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/3/0312/3_0312-1.shtml]. – (Дата обращения: 19.09.2021).
53. Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - № 6. - С. 54-58.
54. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Гущина Ю.Р. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - URL: https://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=15751
55. Уварова, Т.Б. Обучение словообразованию школьников с ОНР / Т.Б. Уварова // Логопед. – 2009. - № 5. – С. 48-60.
56. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития: учебное пособие. М.-Саратов: ПЕРСЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. 256 c.
57. Филичева, Т. Б. Принципы, методы, организация психологопедагогического обследования детей с общим недоразвитием речи [Текст] : пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. институтов / Т. Б. Филичева, Л. С. Волкова ; под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
58. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – [Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/1/0146/1_0146-1.shtml]. – (Дата обращения: 15.09.2021).
59. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка. - М: Владос, 2017. - 240 с.
60. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / Цейтлин С.Н.— Москва : Знак, 2019. — 592 c.
61. Чернышова Д. И. Коррекция нарушений письма у младших школьников //Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №. 64-2.
Говоря о правильности или неправильности употребления предлогов ребенком, следует учитывать две стороны этой проблемы: правильностьупотребления самого предлога и правильность употребления окончаний существительных, связанных с этим предлогом.
Правильность употребления предлога в значении связана с пониманием пространственного расположения объектов. Сложность такого понимания свидетельствует о недостаточном формировании зрительно-пространственных представлений.
Для уточнения значения предлогов в коррекционной работе используются графические схемы.
4) Закрепление форм множественного числа без предлогов.
5) Образование конструкций предложного падежа существительных во множественном числе.
Формы существительных множественного числа образуются в таком порядке: дательный падеж (окончание - ам/ - ям), творительный падеж (окончание - ами/ - ями), родительный падеж (окончание - ов/ - ев, нулевое окончание, окончание - ей), предложный падеж (окончание – ах/ - ях).
При определении порядка работы над каждой грамматической формой учитывается комплекс следующих факторов: производительность флексий, ударных или безударных флексий, тип ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формировании (чередование, беглые гласные и т.д.).