Управление качеством процессов проведения дорожных работ
Введение
Для повышения эффективности производства, в современной экономике, на первый план выдвигается, как одна из важнейших задач – повышение качества дорожных работ. Повышение качества дорожных работ является комплексной задачей и зависит от целого ряда факторов: качества проработки нормативных документов, проектирования, изготовления материалов, конструкций, полуфабрикатов и, наконец, качества эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений. На сегодняшний день не существует четко определенных методов по оценке качества дорожных работ. Это существенно усложняет процесс повышения уровня качества в дорожном хозяйстве. В научной литературе значительное внимание уделено методическим рекомендациям относительно качества работ. Наиболее известными в этом направлении являются труды Авсеенко А.А., Андроновой И.В., Антонова Е.В., Барт Т.В., Иленковой С.Д., Литвинова А.В., и других. По качеству дорожных работ отметились такие авторы как: Гарманов Е.Н., Дингес Ю. Н., Сиденко В.М., Васильев А.П. Несмотря на большое количество научных работ, вопрос о качестве дорожных работ в дорожном хозяйстве почти не рассмотрен. Есть вопросы, которые остаются постоянным объектом дискуссий. К ним следует отнести характеристики, описывающие качество работ в дорожном хозяйстве, причины, влияющие на качество дорожных работ и способы, с помощью которых они оцениваются.
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы оценки качества дорожных работ на предприятии 5
1.1 Сущность и содержание понятия «качество дорожных работ» 5
1.2 Качество дорожных работ как объект управления 13
1.3 Анализ опыта управления качеством в стране и за рубежом 17
2 Методические основы оценки качества дорожных работ на предприятии 25
2.1 Анализ и выбор способов управления качеством 25
2.2 Анализ методов оценки качества дорожных работ на предприятиях дорожного хозяйства 27
2.3 Определение потребностей потребителей и характеристик дорожных работ 38
3 Проектно-рекомендационный раздел 48
3.1 Усовершенствование методического подхода к развертыванию функции качества 48
3.2 Структурирование функции качества дорожных работ 56
3.3 Обоснование показателей оценки качества дорожных работ в дорожном хозяйстве 58
3.4 Стимулирование труда персонала на основе оценки качества дорожных работ 68
Заключение 76
Список литературы 79
Список литературы
1. ГОСТ Р ИСО 9000:2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Изд. офиц.; Введ. 28.09.2015
2. Концепция обеспечения качества в дорожном хозяйстве. - М., 2006. - 21 с. (Приложение 2 к распоряжению Федерального дорожного агентства М 369-р от 03.08.2006 г.)
3. Андронова И.В. Управление качеством. Методические указания. /Андронова И.В., Шитина М.М. – Тюмень, 2003. – 23с.
4. Антонов Э.В. Дорожное строительство. Организация, планирование, управление / Антонов Э.В., Дингес Ю.Н. – М.: Транспорт, 1981. – 223с.
5. Барт Т.В. Управление качеством. Учебно-методические материалы / Барт Т.В. – М.: МИЭМП, 2005. – 41с.
6. Управление качеством на промышленном предприятии / Бастрыкин Д.В., Евсейчев А.И., Нижегородов Е.В., Румянцев Е.К., Сызыкин А.Ю. и др.; под ред. Б.И. Герасимовой. – М.: «Издательство Машиностроение-1», 2006. – 204с.
7. Васильев А.П. Эксплуатация автомобильных дорог: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Васильев А.П.; –– М. Академия. – 2010. – 320 с.
8. Елохов, А.М. Управление качеством: Учебное пособие / А.М. Елохов. - М.: Инфра-М, 2018. - 672 c.
9. Зарезин И.В. "Семь инструментов качества" в японской экономике / Зарезин И.В. – М.: Издательство стандартов. – 1990. – 88с.
10. Ильенкова С.Д. Управление качеством / Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Ягудин С.Ю. / Под ред. Доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д.; М.: ЮНИТИ. – 2004. – 431 с.
11. Ильенкова С.Д. Управление качеством / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Юнити, 2016. - 287 c.
12. Исикава К. Японские методы управления качеством / Исикава К.: Сокр.пер. с англ. / Науч.ред. и авт. Предисл. А.В. Гличев. – М.: Экономика 1988. – 216с.
13. Дорожное производство. Организация, планирование и управление: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / И.В. Кияшко, М.С. Стороженко, В.М. Зинченко, Е.Д. Прусенко. – Х.: ХНАДУ, 2003. – 216с.
14. Леонов О.А. Управление качеством: Учебник / О.А. Леонов, Г.Н. Темасова, Ю.Г. Вергазова. - СПб.: Лань, 2019. - 180 c.
15. Михайлова Е.А. Бенчмаркинг / Михайлова Е.А. – М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2002г. – 176с.
16. Мытько Я.Р. Оценка транспортно – эксплуатационных характеристик автомобильных дорог / Мытько Я.Р. – Минск: ВУЗ-ЮНИТИ, 2001. – 250 с.
17. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учеб. пособие / Огвоздин Ю.В. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999. – 160с.
18. Прохоров Ю.К. Управление качеством / Прохоров Ю.К. – СПб: СПбГУИТМО. – 2007. – 144с.
19. Самодурова Т.В. Оперативный менеджмент в зимний период содержания дорог / Самодурова Т.В. Научные базы: Монография. – 2003. – 232с.
20. Смагина М.Н. Процессы системы управления качеством / Смагина М.Н., Герасимов Б.И., Пархоменко Л.В. – Т.: Изд-во Тамб. гос. техн. унив-та, 2006. – 100с.
21. Федюкин В.К. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции / Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000. – 328с.
22. Харингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях / Харингтон Дж. – Пер. с англ. – М.: Экономика. – 1990. – 272с.
23. Технологическое обеспечение качества строительства автомобильных дорог: методич. рекомендации / В.Н. Шестаков, В.Б. Пермяков, В.М. Ворожейкин, Г.Б. Старков. - Изд. 2-е с доп. и изм. - Омск: ОАО «Омск, дом печати», 2004. - 256 с.
24. Васильев А.П. Менеджмент. Автомобильные дороги / Васильев А.П. – 2005. – №3. – 16-17 с.
25. Еськов О. В Мотивация и стимулирование труда / Еськов О. В. – 2001.- №2. – С.28
26. Маловик О.П. Качество продукции / О.П. Маловик – 2004. №3. – С. 76-78
27. Леонович, И. И. Особенности процессного управления качеством автомобильных дорог / И. И. Леонович, Е. В. Кашевская // Наука и техника в дорожной отрасли. -2006. -№ 1.-С. 8-11.
28. Оценка качества продукции в дорожном хозяйстве / М.С. Бахмутская // Современные проблемы эффективности инновационно-инвестиционного развития предприятий: междунар. Науч.-практ. Конф., 25-26 лимтопада 2010г.: тезисы доп. – Х.:ХТУБА, 2010. – Часть 1.- С.38-39
29. Сущность качества продукции в дорожном хозяйстве / М.С. Бахмутская // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2010: междунар. Учеб.-практ. Конф., 21-30 июня 2010г.: тезисы докл. – Одесса: Черноморье, 2010. Том 21. Экономика, Биология. – С. 16-18.
30. Библиотека и доступность информации в современном мире: электронные ресурсы в науке и образовании: [Электронный ресурс] / О.П. Олейник, И.В. Бурьян, В.В. Андреева // Библиотечный вестник – 2004. №3. – С. 68. – URL: http://revolution.allbest.ru/ management/00079019_0.html (дата обращения: 10.04.2022)
На этапе «проектирования производства» прорабатываются вопросы организации производства новой продукции (услуги), выбирается необходимое технологическое оборудование, а также оборудование для осуществления технического контроля, разрабатываются необходимые процедуры и рабочие инструкции для процессов изготовления, сборки, контроля и испытания продукта (услуги), использование которых обеспечит высокое качество изготовления. Квалифицированное использование модели QFD позволяет избежать серьезных просчетов при разработке и освоении производства новой продукции (услуг) за счет тщательно подготовленного и проведенного проектирования нового продукта. На это ориентируются стандарты ISO серии 9000. В основе QFD лежит использование серии матриц – так называемых «домов качества», позволяющих интегрировать требования потребителей к уровню качества с параметрами продукта или процесса. В матрице требования покупателей представлены в рядах, а параметры продукта/процесса – в столбцах. Основная цель использования матрицы – установление соответствия между потребностями клиентов, то есть ответом на вопрос: «Что?» и тем, посредством чего они довольствуются, то есть ответом на вопрос «Как?». "Крыша" "дома качества" - матрицы - показывает степень корреляции между параметрами продукта/процесса, а правая часть матрицы позволяет оценить успешность удовлетворения требований клиентов относительно конкурентов или наилучших достижений в данной области. Используя балльную оценку характера зависимости требований потребителей от свойств продукции, получают наглядную картинку наилучшего варианта проекта, переводя требования потребителей в конкретные свойства продукции.